Ирина Фоменко
План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: "Звуки вокруг нас"
Программные задачи:
- формировать умение классифицировать звуки по характеру и звучанию (стучащие, шуршащие, звенящие);
- познакомить с возможностью озвучивать стихи с помощью знакомых шумов и звуков;
- закрепить умение четко выделять звук «ш» в слове, правильно и отчетливо его произносить;
- развивать слуховое восприятие, любознательность, наблюдательность;
Публикация «План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Материалы:
- осенние листья;
- куклы – самоделки Шуршунчик и Туки – Тук;
- шуршащие пособия «Уголка звуков»;
- пластмассовые коробочки с крупой, трубочки, пластинки, камешки;
- музыкальные инструменты.
Словарная работа: звук, звучит, шуршит, стучит, скрипит, звенит.
Предшествующая работа:
- обратить внимание детей на шуршание опавших листьев под ногами во время прогулки;
- привлечь внимание детей к бытовым шумам в повседневной жизни;
- во время проведения артикуляционной гимнастики обратить внимание на то, какие звуки произносит речевой аппарат человека.
Ход
Вводная часть
Воспитатель, читая отрывок стихотворения, разбрасывает осенние листья:
Листопад, листопад, листья желтые летят,
Под ногами шелестят, скоро голым станет сад.
В. Мирович
Воспитатель: - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так думаете? Докажите мне!
Ответы детей.
Основная часть
В. : – Вы хотите поиграть в интересную игру? Она называется «Найди такой же лист». По моему сигналу вы должны поднять с пола любой листочек и найти детей, у которых листья с такого же дерева. Стать с ними в один круг, составив осенний букет.
Дидактическая игра «Найди такой же лист».
В. : – Какие яркие осенние букеты у нас получились. Ребята, а вы помните, какие звуки издавали листья, когда мы играли на прогулке?
Ответы детей.
В. : – Осенью с деревьев опадают листья, как ковер они укрывают землю и шуршат под ногами у прохожих. Мне так нравится звук шуршащих листьев! А вам, ребята? Почему?
Ответы детей.
В. : – Ребята, а мы можем сейчас, не выходя на улицу, в группе услышать шуршание опавших листьев? Как это можно сделать? Что нам поможет?
Дети предлагают различные варианты, пробуют извлечь звуки из разнообразных предметов окружающей среды. Сравнивают получаемый звук с шуршанием опавших листьев. Приходят к выводу, что больше всего звук опавшей листвы напоминает шуршание сминаемой бумаги.
В. : – Дети, давайте представим, что листьев нападало много – много, и мы все вместе идем по ним (все дети вместе с воспитателем одновременно шуршат бумагой).
Воспитатель привлекает внимание детей к звуку «ш-ш-ш», читает стихотворение:
Шорох, шептанье, шумок под окном,
Шлепанье легкое. Кто это? Гном!
Ш-ш-ш! Там за шторами, возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.
Дети находят на подоконнике Шуршунчика.
В. : – Ой, кто это? Ты откуда взялся?
Шуршунчик: - Здравствуйте, ребята! Я – Шуршунчик. Меня позвали ваши шуршащие звуки, я их очень люблю! Проходя мимо вашей группы, услышал, будто опавшие листья шуршат. Я решил посмотреть, так ли это.
Дети рассматривают Шуршунчика, приходят к выводу, что он и сам издает шуршащие звуки.
В. : – Шуршунчик, а где ты живешь?
Ш. : – Я живу в «Уголке звуков», у меня много предметов, которые шуршат. Хотите пойти ко мне в гости?
Дети с воспитателем идут в «Уголок звуков», где исследуют расположенные в нем предметы, сравнивают, на что похожи издаваемые ими звуки.
Дидактическая игра «Что так звучит?».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что некоторые звуки издают стучащие звуки. Появляется Туки – Тук.
Ш. : – Друзья, в «Уголке звуков» я живу не один. У меня есть подружка, ее зовут Туки-Тук. Как вы думаете, какие звуки она любит больше всего?
Ответы детей.
Туки-Тук: – Больше всего я люблю играть на барабане. Хотите со мной поиграть? Но барабан у меня один, что же нам делать?
Ответы детей.
В. : - Ребята, помогите найти стучащие предметы.
Дети в ходе эксперимента отбирают предметы, издающие стучащие звуки и имитируют ими барабанную дробь во время чтения стихотворения воспитателем стихотворения Григоре Виеру «Ежик и барабан» :
С барабаном ходит ежик, бум – бум – бум!
Целый день играет ежик. Бум – бум – бум!
С барабаном за плечами, бум – бум – бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум – бум – бум!
Очень яблоки любил он, бум – бум – бум!
Барабан в саду забыл он. Бум – бум – бум!
Ночью яблоки срывались, бум – бум – бум!
И удары раздавались. Бум – бум – бум!
Заключительная часть
В. : - Ребята, сегодня мы говорим с вами о звуках. Что же такое звук?
Ответы детей.
В. : - Дети, а можно увидеть звук? Как его можно почувствовать?
Д. : - Звук можно услышать.
В. : - Какая часть тела поможет нам в этом? (Уши)
В. : - Ребята, какие могут быть звуки?
Д. : - Шипящие, свистящие, звенящие, стучащие.
В. : - Мир звуков вокруг нас так многообразен. Я предлагаю вам с помощью различных предметов найти звук, похожий на тиканье часов (шум леса, весеннюю капель, стук дятла, шум прибоя).
Дети экспериментируют, находят наиболее похожие звуки.
В. : - Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с заданием. Спасибо вам, Шуршунчик и Туки-Тук, что научили нас различать звуки, подражать им. Дети, вы хотите для наших гостей с помощью различных звуков исполнить наши любимые мелодии? Тогда выберите себе предмет, звук которого вам нравится больше всего.
Дети исполняют детские мелодии.
В. : - Шуршунчик, Туки-Тук, вам понравилось? Мы рады были с вами познакомиться! Оставайтесь жить с нами в группе.
Дети размещают игрушки в «Уголке звуков».