Лариса Стрельникова
Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью большое значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
Публикация «Описание опыта работы „Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.
Дети младшего дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Отечественные педагоги, Н. Н. Поддьякова, А. П. Усова, Е. Л. Панько, Г. М. Лямина, объясняют это тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте, наряду с игровым, он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, формированием элементарных математических представлений, продуктивных видов деятельности, развитием речи (умение четко выразить свою мысль помогает проведению опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи).
Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; любят плескаться воде, наполнять и опорожнять сосуды, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, любят экспериментировать с плавающими и тонущими предметами; пробуют делать пену и пускать мыльные пузыри.
Поэтому для меня стала очевидной углубленная работа по теме : «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития».
Одна из главных целей, которые я ставлю перед собой - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, учить умению делать выводы.
5. Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
7. Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, развивать умение детей взаимодействовать со взрослым, выполняя общую коллективную работу.
Работу мы начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, организовали мини-лабораторию, которую обеспечили материалами: песочными часами, лупами, магнитами, камешками разного размера, пухом и перьями, семенами бобов, фасоли, скорлупой орехов, глиной, песком, веревками, шнурками, тесьмой и др. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети безопасны.
Мы разработали блочно-тематические занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей, в ходе которых знакомим детей с различными свойствами вещей, играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром (НОД «Где прячется воздух?», «Буратино-исследователь»).
Наблюдаем за таянием снега, льда, замерзанием воды, за веточкой дерева, которую ставим в воду и ждем появления первых листочков. Экспериментируем с луком: проращиваем его и пробуем плоды своих экспериментов. Сеем травку, замачиваем семена бобовых, наблюдаем, как они набухают, и появляются росточки. Очень детям нравятся наблюдения за живыми объектами: за рыбками в аквариуме, за хомячками и попугаем в «Живом уголке», за птицами на улице. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т. д. Учили детей видеть зависимость животных от человека, дети с удовольствием ухаживали за попугаем: кормили, меняли воду в поилке, чистили клетку, меняли воду в аквариуме. Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при расчистке дорожек от снега. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.
Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами мы стараемся использовать больше опытов. С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от Лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Одно из основных мест на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности я отвожу воспитанию произвольного внимания. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Внимание – единственная дверь души ребенка, через которую только и может проникнуть в нее педагог». Активность детей (и умственная, и физическая) проявляется прежде всего во внимании и интересе к производимой деятельности. На каждом занятии идет активная работа мысли, развивается стремление уловить логику и последовательность при исследовании предметов и явлений. И опять же в этом мне помогает блочное построение занятий, где каждое последующее занятие связано с предыдущим, где перед детьми ставятся новые и новые задачи, для решения которых требуется сенсорная и умственная активность.
Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая ребятам два-три вопроса, даю им возможность высказаться. Это позволяет мне понять, о чём они думают, что знают из личного опыта.
Мы прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, свободу действий. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. С удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Так возникла идея создания семейного клуба «Юный исследователь», который способствует укреплению детско-родительских отношений в процессе экспериментально-поисковой деятельности. Именно здесь исследование окружающего мира проходит в увлекательной игровой форме при поддержке родителей, развиваются интеллектуальные способности ребёнка.
Анализируя результаты нашей работы можно сделать вывод, что специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, обеспечивает высокий уровень целевых ориентиров дошкольников
Таким образом, обобщённые результаты опыта работы позволяют сделать заключение о его эффективности, дальнейшем его совершенствовании.
Данный опыт работы я обобщила и в 2015 году представила на педагогическом совете, где он был одобрен коллегами и рекомендован к применению в образовательном пространстве в ДОУ.
Однако работа еще не завершена. Она будет продолжаться в следующих группах. Прогнозируя свою педагогическую деятельность, в дальнейшем я планирую осуществить:
- разработку практических рекомендаций для воспитателей по обогащению предметной среды в группах : информационными носителями, развивающими представления о предметах и явлениях, книги, альбомы, фотографии, коллекции для самостоятельной деятельности детей;
- доработку перспективного планирования занятий по разделу "Познавательно-исследовательская деятельность" с целью совершенствования работы;
- создание "копилки" полезных советов для родителей по развитию познавательной активности дома в рамках семейного клуба «Юный исследователь»;
- пополнение дополнительными материалами и оборудованием мини-лаборатории в группе.
Я надеюсь, что мои воспитанники на долгие годы сохранят интерес к исследованиям и познанию мира.