Ирина Фоменко
План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-фрукт»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: выявить специфические свойства цитрусовых на примере лимона (плотность внешней поверхности цедры лимона, пористость внутренней ее части; плавучесть целого лимона и его части).
Программные задачи:
- формировать познавательную активность воспитанников, расширять их кругозор;
- способствовать формированию элементарных компетенций при проведении эксперимента;
- продолжать учить выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- развивать мыслительные операции: внимание, восприятие, мышление;
Публикация «План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: „Чудо-фрукт“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- способствовать обогащению активного словаря, развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь;
- воспитывать потребность в познании окружающего мира, коммуникации в социуме.
Материалы:
- мультимедийное оборудование, ПК, презентация о лимоне;
- лимоны: целые и дольки, цедра;
- розетки по количеству детей;
- лупы;
- емкость с водой;
- поднос;
- салфетки.
Словарная работа: экспериментировать, ассистенты, цедра, цитрусовые фрукты, лайм, грейпфрут, помело, эфирные масла.
Ход
I Вводная часть.
Постановка цели, введение в ситуацию эксперимента.
Воспитатель знакомится с детьми, предлагает им вместе поиграть.
- Ребята, на мою электронную почту пришло письмо от моей знакомой девочки Луизы. Она живет в теплой тропической стране. Вы хотите с ней познакомиться?
Ответ детей.
Воспитатель обращает внимание детей на первый слайд презентации. Дети здороваются с Луизой.
- Дети, Луиза прислала мне загадку. Но я никак не могу ее разгадать, может, вы поможете мне?
Ответ детей.
- Тогда слушайте внимательно (показ второго слайда) :
Витамина "С" король!
Уважать его изволь:
Приглашай к себе на чай
Или просто так встречай!
В ярко-желтом фраке он.
Кто же это? - Фрукт.
Ответы детей.
- Ребята, почему вы так решили? Вы уверены в этом? Докажите. Посмотрите, как обрадовалась Луиза! (Третий слайд презентации) Вы правы, конечно же, это – лимон. (Показ четвертого слайда) Я очень благодарна вам за то, что помогли справиться с заданием. Дети, а вы любите экспериментировать? Луиза предлагает провести интересный опыт с лимоном. Хотите попробовать?
Ответы детей.
II Основная часть. Эксперимент
Педагог приглашает детей подойти к столу, на котором приготовлены материалы для экспериментирования.
- Ребята, давайте вместе рассмотрим лимон. Какой он на ощупь (по форме, по цвету, на вес? А вы знаете, какой он на вкус? Что мы еще можем о нем сказать? Какой он внутри? (Сочный) Почему вы так решили, как это проверить?
Воспитатель предлагает рассмотреть мякоть лимона в розетках, стоящих перед детьми.
- Уважаемые исследователи, если опустить целый лимон в воду, что с ним произойдет?
Ответы детей.
Воспитатель подытоживает выдвинутые детьми гипотезы.
- Итак, мы с вами хотим узнать, что произойдет с целым лимоном, опущенным в воду (показ пятого слайда презентации). Миша считает, что, а Маша – что …. Для проведения эксперимента нам понадобится лимон и емкость с водой. Итак, приступаем к работе.
Воспитатель просит детей опустить лимон в воду. Дети выполняют задание, наблюдают за происходящим: целый лимон плавает на поверхности воды.
- Ребята, что произошло с целым лимоном, опущенным в воду? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям опустить дольки лимона в воду. Дети выполняют задание, наблюдают за ходом эксперимента: долька лимона, погруженная в воду, располагается мякотью вниз, а ее цедра держится на поверхности воды.
- Что произошло с долькой лимона в воде? Как вы думаете, что держит ее на поверхности?
Ответы детей.
- Верхний слой лимона называется цедра. Она имеет особое строение. Давайте вместе ее рассмотрим.
Воспитатель предлагает детям взять по дольке лимона, рассмотреть ее.
- Дети, какая на ощупь цедра?
- Гладкая, скользкая, ровная.
- Вдохните ее запах. Какой он?
- Душистый, ароматный.
- А вы знаете, почему лимон так пахнет?
Ответы детей. При затруднении воспитатель предлагает им свою помощь.
- Ребята, я хочу открыть вам еще один секрет. Хотите его узнать? Верхний слой цедры лимона пропитан душистыми маслами. Они называются эфирные - это значит, что они очень легкие, летучие. Когда мы режим лимон, то они освобождаются и попадают в воздух. Именно эфирные масла придают лимону такой аромат. А вы хотели бы увидеть, где они расположены? Для этого нам понадобится увеличительное стекло.
Дети с помощью лупы рассматривают внешний слой цедры лимона.
- Как вы думаете, где прячутся эфирные масла?
Ответы детей.
- Обратите внимание на темные точки на цедре. Они очень маленькие. Придавите их пальцем. Что произошло? Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей.
- Снаружи лимон очень гладкий, покрыт очень прочной корочкой, которая пропитана эфирными маслами. Что расположено у лимона между этой корочкой и мякотью?
Ответы детей.
- Это внутренняя часть цедры лимона. Какая она на ощупь?
Дети обследуют внутренний слой цедры, рассматривают его с помощью лупы.
- Ребята, какая цедра лимона внутри?
Ответы детей.
- Этот слой очень легкий, пористый, он имеет множество отверстий, которые заполняет воздух. На что похожа внутренняя часть цедры лимона? (На губку, мочалку) Как вы думаете, что же держит лимон на поверхности воды?
Ответы детей.
- Именно внутренний слой цедры лимона, пропитанный пузырьками воздуха, держит его на воде как надувной круг. Ребята, Луиза мне рассказывала, что в ее стране много цитрусовых фруктов. Давайте посмотрим вместе. Показ шестого слайда.
- Назовите эти фрукты.
Ответы детей.
- У всех цитрусовых, таких как апельсин, мандарин, лайм, грейпфрут и помело такое же строение. Они снаружи покрыты цедрой, а внутри у них сочная мякоть. Как вы думаете, они будут плавать в воде? Вы сможете это проверить дома вместе с родителями. Я думаю, что им очень понравиться наш эксперимент.
III Заключительная часть
- Дети, что нового и интересного о лимоне вы сегодня узнали? Как вы думаете, это пригодится вам? Что больше всего вам понравилось? А вы знаете, что цедру лимона используют при приготовлении чая, кондитерских изделий? Как вы думаете, для чего это делают?
Ответы детей.
- Я думаю, что вашим родителям будет очень интересно, если вы вечером им расскажите о чудесном тропическом фрукте – лимоне.
- Ребята, Луизе тоже понравился наш опыт. Она обязательно покажет его своим друзьям. А сейчас давайте попрощаемся с Луизой.
Показ седьмого слайда.
- Я очень рада была с вами познакомиться. Вы были замечательными ассистентами! Мы сегодня вместе с вами узнали много нового о лимоне. А еще одно его необычное свойство вы сможете выявить с помощью этого аппарата. Я дарю его вам на память.