юлия шовгеня
Консультация «Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Проблема безопасности в современном мире стоит очень остро, в том числе и в системе образования. Созданию безопасного образовательного пространства в последнее время уделяется достаточно большое внимание. Ребенок, особенно с ограниченными возможностями здоровья, может развиваться только в образовательной среде с определенными параметрами,один из самых существенных-безопасность.
Публикация «Консультация „Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Понятие "безопасность образовательного пространства" является интегративным и предоставляет собой совокупность психологической, дидактической, информационной и социальной безопасности, базирующейся на нормативно-правовых и экономических основах.
Определить основные направления создания безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья возможно через организацию безопасной среды, в которой реализуется процесс специального (коррекционного) обучения, безопасности ресурсного (программно-дидактического, кадрового) обеспечения учебного процесса, безопасности взаимодействия воспитанника и педагога.
Наш детский сад имеет опыт работы с детьми с ОВЗ. Работа с детьми и их родителями направлена на оптимизацию психологически безопасной среды для воспитанников и родителей. Вся работа строится на общепедагогических подходах.
-Личностно-ориентированный подход к детям и их родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи, обеспечение комфортных и безопасных условий.
-Гуманно-личностный подход-всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребёнка, его представлений о себе (необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки, поддерживал ситуацию успеха).
-Деятельностный подход-осуществляется подход ведущего вида деятельности ребёнка-игровой и ориентация на личностно-значимый для ребёнка вид игровой деятельности.
-Комплексный подход-работу с детьми с ОВЗ можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте всех специалистов, педагогов, руководства ДОУ и семьи.
Самое главное в работе нашего ДОУ-это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Основными этапами индивидуального сопровождения выступают:
1. сбор информации о ребёнке (диагностика соматического, психического, социального развития ребёнка)
2. Анализ полученной информации (сколько детей нуждается в помощи, какие проблемы являются первоочередными)
3. Совместная выработка участниками ПМПк планов комплексной помощи для каждого конкретного ребёнка.
4. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем развития и социализации.
5. Организация непосредственной коррекционно-развивающей работы каждым участником сопровождения.
6. Анализ выполненной работы, с определением того, что пока не удалось достичь.
7. Составление рекомендаций для родителей, педагогов по дальнейшему сопровождению ребёнка.
Развитие ребенка с ОВЗ идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т. д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях (ДОУ и СОШ) должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития : характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.
Изучая приоритетные направления создания безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить необходимость дальнейшего изучения ряда направлений, которые могут быть сведены к следующим:это доступность образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;программное содержание обучения, которое должно обеспечивать максимальную социализацию воспитанников, обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с особенностями в развитии; роль семьи в социальном, эмоциональном, психологическом благополучии детей с ОВЗ.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.