Любовь Коржаева
Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей обогащению и активизации словаря детей
в старшей группе с ОНР.
Воспитатель старшей группы компенсирующего назначения,
1 квалификационной категории Коржаева Любовь Владимировна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» городского округа Шуя.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей» размещена в разделах
Организации развивающей предметно-пространственной среды я уделяю особое внимание, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка.
В соответствии с основными задачами и принципами построения развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОНР в группе я стараюсь рационально расставить мебель, выделить разнообразные центры и уголки. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения.
Для обогащения словаря детей я использую разнообразный иллюстративно - графический материал: настольно - печатные игры, викторины. В процессе непосредственно образовательной деятельности использую предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушением речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов, поэтому в занятия с такими детьми я включаю как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Даю предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка сформировалось представление о них, и только затем использую картины, муляжи, модели и схемы.
Для организации различных форм речевой деятельности применяю кукольный, теневой театры, игры - драматизации по литературным произведениям,
чтение и заучивание стихотворений. В этом помогает наша библиотека.
Речевой уголок оборудован столом и полочками.
Здесь есть все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркало, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, разнообразные пособия и материалы для развития дыхания, мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму,
игры на развитие слухового анализатора (например «Шумовые кирпичики») и т. д.
Материал в речевом уголке меняю регулярно в зависимости от лексической темы недели и задач, стоящих на данном этапе.
В уголке у нас есть «Копилка слов» - своеобразный накопитель наглядного материала.
Накопленные картинки используются для решения большого круга речевых задач: знакомства с лексическим значением слов; группировки картинок под определенные обобщающие понятия; отбора картинок на заданные звуки, находящиеся в разных позициях в словах; отбора картинок, на которых изображены предметы и объекты, названия которых соответствуют определенным слоговым схемам; подбора определений и глаголов к существительным; составления предложений разных конструкций на основе отобранного наглядного материала и др.
В начале учебного года я сделала универсальные бумажные шапочки. По центру полоски бумаги наклеивается круг, в котором делаются две горизонтальные прорези (вверху и внизу). К шапочкам необходим набор картинок или плоскостных фигур (зверей, птиц, цветов, предметов и др.). Я использую картинки из «Копилки слов». В зависимости от поставленных целей в прорези вставляются соответствующие картинки. Дети надевают шапочки на голову и выполняют задания по разным направлениям речевого развития.
С большим интересом дети пользуются дидактическим пособием «Ловись - ловись.», которое я изготовила для решения целого ряда речевых задач. Оно сделано из ширмы с четырьмя сторонами, 4 палочек (удочки) с магнитами, прикрепленными на нитках. На каждую сторону ширмы наклеиваются по две полоски бумаги, которые образуют своеобразные карманы, куда можно вставлять картинки. К пособию также необходим набор картинок с изображением разнообразных предметов, животных, литературных героев. На обратную сторону картинок приклеивается канцелярская скрепка. В течение года количество картинок увеличиваем.
Одним из вариантов игры с целью обогащения словаря является упражнение в подборе картинок к определенному слову - обобщению. Играют от 1 до 4 человек. Первый отбирает картинки с изображением растений; второй – с изображением зверей; третий с изображением насекомых и т. д.
Игровое упражнение на обобщение можно проводить в виде соревнования «Кто соберет больше картинок». В этом случае дети работают с одним словом - обобщением. Картинки, которые подходят к обозначенному обобщению, складываются в кармашки. Пойманные на магнит картинки, не относящиеся к заданному обобщению, откладываются в сторону. Можно предложить детям задания на подбор глаголов или определений к изображениям.
С целью активизации словаря детей я изготовила тренажер речевой активизации. Он представлен в виде домика с окошком для картинки и полоски для размещения на них карточек. При работе ребенок может увидеть не только слово, но взять его в руки подержать на ладошке, составить с ним предложение. В домике предложений – ставят любую предметную картинку, которую надо оживить (изображению на ней придумать дело, действие). Действие обозначается волшебным четырехугольником с двумя полосками в середине – дорожкой.
Ребенок должен составить как можно больше простых предложений, чтобы усвоить понятия «предмет» и «действие». Аналогично использую его для расширения словаря прилагательных.
Таким образом, регулярное использование и пополнение развивающей предметно - пространственной среды, способствует более качественному и прочному усвоению детьми словарного запаса русского языка.