Ольга Скандакова
Организация предметной игровой среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО, утвержденные приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
Публикация «Организация предметной игровой среды в ДОУ» размещена в разделах
-двигательную активность, в т. ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
-возможность самовыражения дошкольников.
Для реализации данных задач предметно- пространственная среда ДОО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Главный критерий- содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности- как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.
Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития.
В последнее время отмечается весьма благоприятная тенденция приблизить условия пребывания детей в ДОО к домашним. Обстановка детских садов становится все более уютной и эстетичной. И это очень важно, поскольку она помогает комфортному самоощущению детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.
В нашем детском саду используется музыкальное сопровождение (в т. ч. классическая музыка) в разных режимных моментах как в помещениях, так и на участке, что создает благоприятный эмоциональный фон и знакомит детей с лучшими образцами музыкального искусства. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие дошкольников, формирует у них чувство уверенности и защищенности. Этому же способствует экспонирование фотографий детей и членов их семей, а также выставки детских рисунков, которые мы практикуем на протяжении многих лет. Даже если детские произведения не слишком удачны, они обладают субъективной значимостью для воспитанников и делают помещение родным и привлекательным. Причем для каждого ребенка чрезвычайно важно, чтобы именно его работы, независимо от их качества, участвовали в таких экспозициях. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада, а «неожиданные» и «неправильные» рисунки, выставленные для обозрения, наоборот, раскрепощают творческое воображение детей, выраженное в изобразительной деятельности.
Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали участие в оформлении помещения своей группы.
Гибкость и возможность трансформации в использовании пространства является одним из главных требований в организации предметной среды ДОО. Многофункциональное использование мест для игровой деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с дефицитом площади. Содержание игровых уголков должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Очень большое значение для психологической разгрузки ребёнка играют уголки уединения, которые должны быть в каждой группе. Дошкольник находится в группе из 20-25 детей на протяжении 9-10 ч. Это достаточно мощная нагрузка на зрительное и слуховое восприятие, а также на эмоциональную сферу воспитанника. Дети младшего дошкольного возраста особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков (возможно, мобильных, разборных) в пространстве группы или места уединения в смежных комнатах (коридоре, спальне) помогут ребёнку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы.
Используемая литература:
1. Справочник старшего воспитателя ДОУ №2-2015 г. с. 22