Получи документы

Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ.

Юлия Филимонова
Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы

Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ.

Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Очевидно, что психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления психологического здоровья, психол. здоровье, в свою очередь, - основа жизнедеятельности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: Можно выделить три основных этапа (во время пребывания в д/с) влияющих на его психологическое здоровье, и упущение которых, нами взрослыми, ведет к развитию негативных проблем у ребенка

Публикация «Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ,» размещена в разделах

1. Адаптационный период

2. Эмоционально-личностное развитие (как основа понимания внутреннего мира малыша, его психического состояния его возможные перспективы)

3. Подготовка в школу и профилактика поведения.

Поэтому в ДОУ необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья. Неблагоприятными факторами в данном случае являются:

• Разного рода нестабильности (экономические, политические и т. д.)

• Изменения социального статуса и благосостояния людей

• Возрастающий информационный поток,который очень вредит хрупкой душе ребенка.

Педагоги Доу отмечают, что, например, потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социо - культурные механизмы, дефицит общения со сверстниками, и внедрение раннего развития.

Доктор психологических наук И. А. Дубровина выделяет три уровня психологического здоровья

Созидательный уровень-это те дети, которые не нуждаются в психологической помощи, адаптированы к изменяющейся среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций. Это идеальный ребенок - редко встречается в ДОУ.

Адаптивный уровень-большинство благополучных детей, в целом адаптированных к обществу, но у них появляются отдельные признаки дезадаптации в виде повышенной тревожности. Эти дети нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

Третий, низкий уровень-это дети неспособны к гармоничному взаимодействию, проявляют зависимость от внешних факторов, не владеют механизмом защиты, не готовы к самоизменению в соответствии с окружающим миром. Проявляется в виде нарушения форм поведения, конфликтах, в кризисах дома и ДОУ. В эту же группу входят дети, которые приспособились, в ущерб собственным потребностям и интересам. Это тихие примерные дети, не приносящие проблем ни родителям, ни педагогам, и крайне редко кто-то из взрослых замечает у них стойкий эмоциональный дискомфорт.

Детям первой группы – достаточно развивающей работы с учетом зоны ближайшего развития, второй группе – целенаправленная психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям третей категории - индивидуальная коррекционная помощь.

Очевидно, что ДОУ должен стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности.

Основные компоненты структуры психобезопасной среды : Система организации режима жизнедеятельности (режим дня эффективный и гибкий; создание предметно-развивающей среды, организация образовательного процесса.)

система организации межличностных отношении в ДОУ (влияние педагога на развитие личности, психологический климат в коллективе, климат в пед. коллективе (мотивация на работу, атмосфера и т. д.)

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

Уголок психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используется специальное световое оборудование, сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ С вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного.

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды Стратегическим курсом модернизации образования в современных условиях является его гуманизация, которая предполагает обновление содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ.
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 21:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ.» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Филимонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД