Рузаева Елена
Организация оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста. Педагогическая диагностика, проводимая воспитателем
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое наблюдение за воспитанниками проводится с целью изучения (оценки) особенностей индивидуального развития воспитанников и определения промежуточных результатов усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Организация оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, Педагогическая диагностика, проводимая воспитателем» размещена в разделах
В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития ребенка выступали внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В процессе педагогической диагностики использовались следующие формы и методы:
наблюдения за ребенком,
беседы,
анализ продуктов детской деятельности,
Полученные результаты в ходе педагогического наблюдения фиксируются в индивидуальных картах развития, а полученные данные в целом в сводных картах для определения результатов в целом и дальнейшей корректировке рабочих программ и индивидуальных маршрутов. Диагностические карты по результатам оценки индивидуальных достижений воспитанников были составлены на основе программ: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Педагогическая диагностика осуществлялась по направлениям:
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Показатели развития детей фиксируются в таблице в начале и в конце учебного года в словесной форме.
Для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки Рузаева Е. В., воспитатель, использует инструментарий, который представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, наблюдений. Елена Викторовна считает, что большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом.
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
— показатель сформирован (достаточный уровень – 2 балла) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;
— показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному – 1 балл) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление : ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;
— показатель не сформирован (недостаточный уровень – 0 баллов) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
При заполнении диагностических таблиц Рузаева Е. В. проводит «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, в своей дальнейшей работе Елена Викторовна видит на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. В результате проведенной работы Рузаева Е. В. делает вывод по группе: выделяет детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Результаты оценки индивидуального развития
детей дошкольного возраста (педагогическая диагностика,
в рамках образовательной программы,
воспитанников (обучающихся)
группы раннего возраста «Солнышко»
за период 2017-2020 гг.
№ п/п Образовательная область Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям
группы раннего возраста «Солнышко»
(высокий уровень развития)
2017-2018 уч. гг. 2018-2019 уч. гг. 2019-2020 уч. гг. 2019-2020 уч. гг.
НГ КГ НГ КГ НГ КГ НГ КГ
1. Художественно- эстетическое развитие 29% 78% 31% 94% 30% 29%
2. Физическое развитие 43% 85% 42% 93% 42% 40%
3. Речевое развитие 29% 72% 30% 79% 31% 29%
4. Познавательное развитие 50% 79% 48% 92% 49% 41%
5. Социально- коммуникативное развитие 50% 86% 50% 92% 50% 47%
Итоговый результат (средний показатель) 40% 84% 40% 90% 40% 37%
По итогам проводимой диагностики воспитателем Рузаевой Еленой Викторовной в группе раннего возраста «Солнышко» за 2017-2020 гг. можно сделать следующий вывод:
1. Анализируя приведенные общие результаты оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогическая диагностика, в рамках образовательной программы, воспитанников группы раннего возраста «Солнышко» за период с 2017 года по 2020 год, проводимой воспитателем Рузаевой Еленой Викторовной, свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу каждого учебного года по всем образовательным областям увеличился, например: в 2017-2018 уч. гг. с 40% до 84%, в 2018-2019 уч. гг. с 40% до 90%.
2. Результаты диагностики получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Очевиден положительный результат проделанной работы воспитателем Рузаевой Е. В. :
низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует;
различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны;
знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Таким образом, можно сделать о вывод о достаточном уровне освоения образовательной программы ДОУ воспитанниками (обучающимися) группы раннего возраста «Солнышко» по всем образовательным областям.
Результаты оценки индивидуального развития
детей дошкольного возраста (педагогическая диагностика,
в рамках образовательной программы,
воспитанников (обучающихся)
группы раннего возраста «Солнышко»
за период 2017-2020 гг.
№ п/п Образовательная область Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям
группы раннего возраста «Солнышко»
(высокий уровень развития)
2017-2018 уч. гг. 2018-2019 уч. гг. 2019-2020 уч. гг. 2019-2020 уч. гг.
НГ КГ НГ КГ НГ КГ НГ КГ
1. Художественно- эстетическое развитие 29% 78% 31% 94% 30% 29%
2. Физическое развитие 43% 85% 42% 93% 42% 40%
3. Речевое развитие 29% 72% 30% 79% 31% 29%
4. Познавательное развитие 50% 79% 48% 92% 49% 41%
5. Социально- коммуникативное развитие 50% 86% 50% 92% 50% 47%
Итоговый результат (средний показатель) 40% 84% 40% 90% 40% 37%
По итогам проводимой диагностики воспитателем Рузаевой Еленой Викторовной в группе раннего возраста «Солнышко» за 2017-2020 гг. можно сделать следующий вывод:
1. Анализируя приведенные общие результаты оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогическая диагностика, в рамках образовательной программы, воспитанников группы раннего возраста «Солнышко» за период с 2017 года по 2020 год, проводимой воспитателем Рузаевой Еленой Викторовной, свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу каждого учебного года по всем образовательным областям увеличился, например: в 2017-2018 уч. гг. с 40% до 84%, в 2018-2019 уч. гг. с 40% до 90%.
2. Результаты диагностики получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Очевиден положительный результат проделанной работы воспитателем Рузаевой Е. В. :
низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует;
различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны;
знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Таким образом, можно сделать о вывод о достаточном уровне освоения образовательной программы ДОУ воспитанниками (обучающимися) группы раннего возраста «Солнышко» по всем образовательным областям.