Ольга Карбаинова
Организация образовательной деятельности в центре сенсорного развития для для детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний и младший дошкольный возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Так как главным инструментом познания мира являются органы чувств, то целесообразно в работе с детьми данного возраста широко использовать методы и приемы сенсорного развития. Ведь от того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, готовит его к реальной жизни, развивает психические процессы, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, тем самым обеспечивая освоение навыков учебной деятельности. Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. С помощью различных игр по сенсорике мы можем воздействовать на все органы чувств ребенка.
Программа центра по сенсорному развитию составлена для воспитанников младшей группы МБДОУ №35 «Алые паруса» в соответствии с образовательной программой и примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство»/ Под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др) и ФГОС ДО.
Цель программы – решение задач сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях детского сада. Задачами рабочей программы является: создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности и через игры с дидактическим материалом; формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвет, величина, форма, количество); воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата); повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
В результате освоения программы у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
Занятия по сенсорному воспитанию проводятся с детьми в возрасте от 2 до 4лет, число занимающихся от 6 до 8 человек, в зависимости от возраста и степени обученности. Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой «Детство» и ОП детского сада. В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 2 градации величины. В ходе выполнения программы перед детьми ставятся некоторые задачи, требующие ориентации в пространственных отношениях (как на плоскости, так и в трехмерном пространстве). Однако ознакомление с пространственными отношениями не выносится в отдельный раздел обучения в данном возрасте. Также стоит задача совершенствовать уровень предметно манипулятивных и перцептивных действий.
Период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и поэтому занятие на повторение материала не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Поэтому повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.
Основным методом при проведении каждого занятия является игровой метод. В каждом занятии используются сенсорные игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Такие игры учат детей пользоваться предметами и материалами, учитывая их свойства. В процессе игр дети закрепляют знания о функциях различных предметов. Сенсорные игры способствуют установлению позитивного эмоционального контакта взрослого с ребёнком.
Используются все виды сенсорных игр :
- зрительные (игры с красками, наблюдение за движениями шарика при прохождении лабиринта, рассматривание оптических иллюзий, мелких предметов через лупу);
- слуховые (прослушивание и звуков природы, узнавание голосов животных, бытовых шумов музыкальных инструментов, пересыпание круп из миски в миску, игры с игрушками-пищалками и с шуршащими игрушками);
- тактильные (игры с игрушками, имеющими разную поверхность, игры с матрёшками разной величины, игры на определение веса предмета, сенсорные мешочки с объектами разной формы, панно из разных видов ткани, игры с лоскутками и лентами, игры с водой, со льдом и снегом);
- двигательные (качания на качелях, танцы под музыку, ходьба и бег с различным темпом, выполнение движений под стишки-потешки, пальчиковые игры, игры на удержание равновесия, ходьба по приподнятой доске).
- обонятельные (вдыхание различных запахов, игры на узнавание фрукта по запаху и т. д).
- вкусовые. (дегустация разных вкусов и их озвучивание).
Предметно-пространственная среда в группе продумана таким образом, чтобы она могла благотворно воздействовать на чувства ребенка, способствовать развитию его любознательности и стремлению к познанию окружающего мира. На стенах и крышках кроватей расположены следующие сенсорные панели :
- «Ладошки» - эта панель позволяет ребенку получить различные тактильные ощущения;
- «Солнышко» - позволяет развивать мелкую моторику рук;
- «Фланелеграф» - позволяет ребенку научиться ориетироваться на плоскости, развивать фантазию и воображение;
- «Разноцветные круги» - позволяют ребенку закрепить знания о 4 основных цветах;
- «Веселые фигуры» - позволяет сформировать знания о геометрических формах и закрепить знания об основных цветах.
Сенсорные панели дополнительно оформлены на 2 языках – английском и бурятском, так как ООП детского сада направлена на обучение и воспитание детей в трилингвальной среде.
Для организации и проведения развивающих мероприятий по сенсорике в группе собраны необходимые дидактические материалы. При подборе материала учитывались его размеры, контрастность цветов; подбраны материалы с выраженной, легко ощутимой тактильной поверхностью и т. д. Перечень дидактического материала для занятий по сенсорике очень широк и разнообразен и это позволяет подобрать их индивидуально для каждого ребенка. В этот перечень входят: песочница с кинетическим песком, мелкие предметы и игрушки, различные пирамидки, вкладыши, мягкие паззлы, прищепки, эталоны цвета и формы, сенсорная коробка, сенсорные пакеты, дорожки, разнообразные крупы, природные материалы, оборудование для игр с песком и водой, музыкальные инструменты и т. д. Также немаловажным является тот факт, что множество таких дидактических пособий и материалов были изготовлены воспитателем самостоятельно или с помощью родителей из разнообразных подручных материалов – круп, обрезков ткани, полиэтиленовых пакетов, одноразовой посуды, пластиковых бутылок, бусин, пуговиц, бумаги, предметов домашнего обихода и много другого.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др
3. Авторская программа по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста