Любовь Николаевна Шаронова
Развитие сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное развитие.
Публикация «Развитие сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр.
Основной целью сенсорного восприятия является формирование сенсорных способностей у детей.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
-Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;
-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;
-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Развитые сенсорные способности - залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать нюансы формы, величины, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.
Исследователи считают, что лучше всего малыша в этом возрасте знакомить с классическим набором цветовых тонов, цветами спектра: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, синим, фиолетовым, а также белым и чёрным. Голубой цвет детям этого возраста трудно воспринимать как самостоятельный тон. Даже взрослые часто относят его к светло-синему. На самом деле голубой цвет является промежуточным между зелёным и синим.
Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В 4 года ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное - чтобы ребенок мог различать их.
Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький». Также малыш должен научиться определять качества предметов (мягкий, твёрдый, холодный, горячий, сырой, сухой, лёгкий, тяжёлый, колючий, гладкий). Чтобы познакомить с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать, сжимать, гладить, то есть, совершать действия, которые называются моторными.
Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит как в процессе образовательной деятельности, так и в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).
Все, выше указанные, образцы сенсорных эталонов разных свойств ребёнок может усвоить в игре. Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста.
Игры можно проводить не только в НОД, но и в свободное время, на прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- Наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий.
- Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.
- Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.
- Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
- Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Для этого в нашей группе для деток имеется много игр – вкладыши, дидактические кубы, пирамидки, дидактические игры типа «Лото», «Подбери по цвету (форме)» и другие.
Существуют следующие виды дидактических игр по игровому действию:
- Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п.
- Игры с прятаньем и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью : «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
- Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т. д.
- Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.
С помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
Успешным результатам будет способствовать то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществляется как непосредственно в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Например, при приёме детей обязательно нужно обращать внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: "Ксюша, какая красивая жёлтая кепка сегодня у тебя. А ты, Максим, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня".
Работу нужно вести совместно с родителями: организовывать консультации по работе с приёмами ознакомления малышей с сенсорными эталонами, рассказывать о важности своевременного сенсорного воспитания, а также давать рекомендации, как использовать различный подручный бросовый материал для развития мелкой моторики пальцев рук. Например, рисование пальчиком, палочкой на подносе из крупы; сделать шумовые инструменты, используя бочонки от киндеров, флаконы от шампуней. А если приобрести 2 упаковки губок различных цветов и размеров, появится оригинальный лёгкий, экономичный конструктор. Главное – вовремя вспомнить о том, что обыкновенные вещи, которые нам кажутся привычными и незаметными, для ребёнка могут оказаться целым открытием.
Летом прекрасным тренажёром для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Рисование по мокрому песку пальцами или палочкой – увлекательное занятие.
Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём, неясны, неотчётливы и не прочны. Одна из главных наших задач – дать ребёнку как можно больше естественных знаний. Когда ребёнок их освоит, он сам, без помощи взрослого, будет изучать предметы и явления, и получать правильные представления о них.
Личный контакт с каждым ребёнком, атмосфера увлечённости и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Таким образом, использование интересных, доступных и полезных игр, позволяет воспитателю обеспечить решение образовательных сенсорных задач.