Полина Петрова
Роль сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, хочу поделиться с вами моим опытом. Это доклад, который я представляла на районном семинаре «Развивающая предметно – пространственная среда»
«Роль сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Если мы понаблюдаем за двухлетним ребенком, то увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это означает, что он исследует предметы с помощью рук. Через этот опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Иначе говоря, игра - это работа ребенка над самим собой.
Публикация «Роль сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами помогает организация в дошкольных учреждениях сенсомоторных уголков.
В нашей группе для сенсорного развития детей создается специально оборудованный уголок, в нем находятся игрушки и предметы, которые помогают детям обследовать предметы, выделять их форму, величину.
Одним из составляющих факторов сенсорного развития является осязание. Совершенствование функций мелкой моторики рук — это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Как оказывается на практике, у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас родители даже обувь детям покупают на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще лет 20 назад большую часть работы приходилось делать руками: перебирать крупу, стирать белье, шить, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине и как следствие - слабое развитие общей моторики, что ведет к проблемам с речевым развитием. Дети, имеющие низкий уровень развития моторики испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово от ребенка.
Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика — это один из наиболее интересных и эффективных способов развития моторики рук ребенка. Стихотворные тексты потешек, которые используются при проведении гимнастики, с участием рук и пальчиков, приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, его речь становится более активной, активизируется воображение и мыслительная деятельность.
С детьми я провожу различные пальчиковые игры в стихотворной форме, а так же с использованием музыкального фона («Апельсин», «Божья коровка», «Котята», «Мальчик – пальчик» и др.)
Разноцветные бельевые прищепки - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам («Солнышко», «Зверята», «Тучка» и пр.)
Игры-шнуровки.
По - настоящему зашнуровать ботинок — дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоскостных пособиях. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости («Паровозик», «Башмачки», «Сапожки», «Машина»). Такой же эффект дают и упражнения основанные на завинчивании и отвинчивании различных предметов («Найди сердцевинку цветка» и «Выложи по образцу»).
Поэтому, я решила начать работать над темой по своему самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» именно с первой младшей группы. Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания, а далее начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.
Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, форме, цвете и величине я создала следующие игры:
Дидактическая игра «С какого дерева лист?», «Большой и маленький листочек»
Цель: Формировать представления о цвете и величине.
Дидактическая игра с бельевыми прищепками
Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.
Дидактическая игра "Подбери форму"
Цель: учить детей подбирать фигуры к геометрическим образам
Мною была разработана программа кружка по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста «Умелые ручки», которая направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет. Работа кружка включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика
• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
• работа с бумагой (аппликация, конструирование)
• работа со шнурками, нитками
• рисование
• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
• лепка, изготовление поделок из различных материалов.
Правильно организованная деятельность детей и подбор иллюстрированного демонстрационного материала, разнообразных игрушек, дидактических игр помогает ребёнку воспринимать качества и свойства предметов, отражать их в речевом сопровождении.
В результате моей работы словарь детей обогащается, такими частями речи, как:
• существительными,
• глаголами
• прилагательными
• наречиями
Родители стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий, дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей.
К концу года заметно улучшилась речь и память детей. Если в начале года в группе из 19 детей было 4 средне говорящих, 10 не говорящих, 5 плохо говорящих, то теперь по наблюдениям в группе стало 8 средне говорящих, 3 не говорящих, 8 плохо говорящих. Дети стали более внимательны, более усидчивы и более увлеченны.
Таким образом, я считаю, что игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно - практическую деятельность.