Анна Былова
Организация взаимодействия старших дошкольников с детьми группы раннего возраста в условиях детского сада
Актуальность.
Как часто мы слышим: до чего же изменились современные дети – совсем не такие, что были раньше. Потому что у современных детей и детство другое, современное!
Так какие же они – современные дети?
Их личностное развитие оставляет желать лучшего, т. к. оно непосредственно связано с героями, на которых дети равняются. Чаще всего героями для подражания становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
Публикация «Организация взаимодействия старших дошкольников с детьми группы раннего возраста в условиях детского сада» размещена в разделах
И родители не видят в этом ничего плохого, считая, что это учит ребенка быть смелым, добрым, защищать слабых и спасать мир. Но результат получается прямо противоположным. Дети воспринимают супергероев не как защитников слабых и угнетенных, а как хладнокровных, сильных, агрессивных существ, и именно эти качества им в них нравятся.
Кроме этого, в наше время дети менее практичные и самостоятельные, просто потому, что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними.
Всё это крайне негативно отражается на социализации современных детей. Сегодня дети не умеют общаться, договариваться друг с другом, уступать, действовать не в своих личных интересах, а в интересах коллектива.
Поэтому, педагоги должны, ориентируясь на ценностные установки ФГОС, выводить на первый план активность ребенка и фокусироваться на поиске возможностей выражения и применения тех компетентностей, которыми овладели дошкольники. Компетентности формируются во взаимодействии со взрослыми и другими детьми. Однако, в педагогической практике, на наш взгляд, роль детей в передаче приобретенного в различных видах деятельности опыта недооценивается – слишком сильны традиционные подходы педагогов в стремлении «все сделать самому, спланировать, организовать, обучить».
Снижение степени доминирования взрослого в передаче информации детям открывает новые возможности для позитивной социализации старших дошкольников, развития их инициативы и творческих способностей, ведет к проявлению таких качеств личности, как сочувствие, отзывчивость, забота о малышах, желание им помогать. Для детей же раннего возраста ведет к снижению уровня тревожности, снятию эмоционального напряжения, что облегчает период адаптации к условиям детского сада.
Новизна.
Традиционно дошкольники, в рамках «шефства» старших групп над малыши выступают в роли пассивных потребителей. Мы же хотим, чтобы эта деятельность носила характер взаимодействия, сотрудничества, в процессе которого старшие дошкольники обучают малышей и одновременно сами учатся заботиться, любить, поддерживать других. Дети понимают друг друга лучше, и младший ребенок воспринимает старшего как партнера и друга в совместной с ним деятельности.
В рамках нашего проекта старшие дошкольники показывают спектакли не для малышей, а вместе с ними, не просто дарят им книжки – малышки, а создают их в процессе совместной деятельности.
Творческий проект.
В начале учебного года дети подготовительной к школе группы, встречаясь во время прогулки с детьми группы раннего возраста, заинтересовались: «Почему некоторые малыши плачут, стоят кучкой около воспитателя, боятся отойти от него? Что они умеют? Почему такие маленькие?» Старшим детям хотелось поиграть с малышами, помочь им зайти после прогулки в группу, переодеться. Педагоги не стали препятствовать проявлению заботы и внимания к малышам, а поддержали эту инициативу, предложив прийти вечером в группу раннего возраста поиграть.
Так мы пришли к пониманию необходимости реализации проекта «Создание условий для позитивной социализации дошкольников посредством организации взаимодействия старших дошкольников с детьми раннего возраста в условиях детского сада»
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели: Былова А. Ю., Пригородова Т. Н., музыкальный руководитель, Володина Д. Е., дети группы раннего возраста «Непоседы», и дети подготовительной группы «Звездочки»
Цель: формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности.
Задачи общие:
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей; помочь установить доверительный контакт друг с другом.
- Создавать атмосферу хорошего настроения, положительных эмоций; содействовать развитию эмоциональной сферы, формированию партнерских отношений.
- Доставлять детям радость от взаимодействия друг с другом в разных видах деятельности.
Задачи (группа раннего возраста :
-Способствовать благоприятной адаптации детей к условиям детского сада, установлению добрых отношений между детьми, помогать им лучше узнать друг друга, устанавливать контакты, основываясь на общих интересах.
-Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость через совместную деятельность.
-Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
-Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Задачи (подготовительная к школе группа) :
-Воспитывать заботливое отношение к малышам, желание помогать им, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации.
-Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений с детьми разного возраста через совместную деятельность.
-Развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада : участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых.
-Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознания своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
Предполагаемые результаты (группа раннего возраста) :
- дети успешно адаптировались к условиям детского сада в более короткие сроки,
- дети с удовольствием идут на контакт как со сверстниками, так и со старшими дошкольниками;
- с удовольствием вступают в игру,
- у детей активизируются механизмы подражания старшим детям в разных видах деятельности.
Предполагаемые результаты (подготовительная к школе группа) :
- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
- у дошкольников сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;
- бережное отношение детей к младшим товарищам и к окружающему миру в целом.
Продуктом проектной деятельности является:
- создание книжек – малышек, поздравительных плакатов, нетрадиционных музыкальных атрибутов,
- проведение театрализованных представлений для детей младшего дошкольного возраста,
- совместный музыкальный номер.
На первом этапе реализации проекта с детьми подготовительной к школе группы была проведена беседа с показом презентации «Какими мы были маленькими», рассматривание фотоальбома «Мое раннее детство», рассказы педагогов и родителей о случаях из раннего детства детей, беседы «Малыши рядом с нами», «Мой маленький братик (сестричка)»
Далее проводилось интервьюирование детей с целью выявления их желания помочь малышам и предпочитаемой деятельности с детьми раннего возраста (играть, одевать, гулять и т. д.)
В группе раннего возраста – беседа «Наш детский сад», «Маленькие и большие».
Педагоги осуществляли подбор развивающих дидактических игр, игровых ситуаций, сказок и потешек, стихов, пальчиковых игр и комплексов совместной утренней гимнастики, в которых старшие дошкольники и малыши могли взаимодействовать.
Второй этап – совместная деятельность детей.
Организовывая совместную деятельность малышей со старшими дошкольниками, мы учитывали следующие моменты:
1. Добровольность - посещение детьми старшего возраста младших и помощь им происходит исключительно на добровольной основе.
2. Соблюдение режима дня - помощь старших дошкольников осуществлялась вне времени, отведенного на образовательную деятельность и режимные моменты.
3. Мобильность состава групп – формировались разные по составу группы, чтобы дети могли осуществить свои запросы в разных видах деятельности.
4. Педагогическое сопровождение – педагогами проводилась предварительная подготовка старших детей, подбор совместных видов деятельности, демонстрация и поддержка самостоятельной деятельности детей.
Взаимодействие старших дошкольников и детей раннего возраста было организовано по нескольким направлениям:
1. Игровая деятельность, которая создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей раннего возраста, организаторами которой являются старшие ребята. Проводится в несколько этапов:
– знакомство старших детей с игровой средой группы раннего возраста.
– включенные игры-демонстрации «Катя идет гулять», «Катя ждет гостей», «Сломалась машина», «Я – музыкант» и другие ситуации. Старшие дети показывают примеры игровых действий с игрушками,
– старшие дети приносят малышам свои игрушки, знакомят с ними, показывают игровые действия с ними,
организованные педагогами игры : совместные игры-забавы на улице, пальчиковые, музыкальные игры, совместная утренняя гимнастика,
– свободная игровая деятельность.
2. Формирование культурно-гигиенических навыков. Старшие дети в игровой форме помогают малышам освоить навыки самообслуживания. Старшие дети оказывают помощь при умывании и одевании на прогулку, дублируют индивидуально инструкции воспитателя и помогают их выполнять.
3. Творческая деятельность способствует выражению чувств, переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание. Такие виды деятельности, как театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность:
– музыкально – ритмические, хороводные игры: «Зайка беленький сидит», «Погремушки», «Веселые воробушки», «Каравай», «Колпачок»;
– проигрывание сказок с использованием кукол би-ба-бо, театра на ложках и других видов театра;
– совместное изготовление поздравительных плакатов, книжек – малышек, декораций к спектаклям.
При организации взаимодействия и взаимообучения детей раннего возраста со старшими дошкольниками мы использовали разные формы взаимодействия :
- индивидуальную (когда старший ребенок объединяется с младшим в пару,
- групповую (когда педагог сообщает старшим детям новые знания, ставя перед ними задачу последующей передачи этих знаний младшим).
3 этап, заключительный –проведение совместного развлечения, подведение итогов проекта, презентация продуктов проектной деятельности педагогам детского сада для применения в практической деятельности.
Вывод.
В ходе свободного общения младшие получают новые знания, а старшие их закрепляют и обобщают. Младший ребёнок реально видит, чем овладел старший и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший же может продемонстрировать младшему образец действия, объяснить словесно способы выполнения задания, проконтролировать выполнение игрового задания малышом, оказать ему помощь. Показывая и объясняя, старшие уточняют и углубляют собственные знания. У старших детей появляются возможности для самосовершенствования, формирования самоконтроля, развивается чувство ответственности за малышей.
Таким образом, организация совместной деятельности детей разного возраста является эффективной как для младших, так и для старших дошкольников. Участие в процессе совместного обучения способствует умственному, социальному, нравственному развитию детей в условиях детского сада.