Ольга Леонова
Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. •
К вам в группу поступает слабослышащий ребён ок.
1. До поступления ребёнка в детский сад необходимо встретиться с его родителями. Узнать у родителей историю болезни ребёнка, его индивидуальные особенности, что он знает и умеет на сегодняшний день.
Публикация «Консультация „Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
2. Провести консультацию «Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад» (рекомендации такие же, как и для здоровых детей, готовящихся к поступлению в детское учреждение).
3. Очень важно установить доверительные, дружеские отношения с родителями особого ребёнка. (Как правило, родители детей с овз с повышенной тревожностью, сильно переживают, волнуются.)
4. Научитесь обращаться со слуховым аппаратом (правильно вставлять и снимать аппарат, заряжать и вставлять в слуховой аппарат батарейки). Консультацию можно получить у специалистов.
5. Если ребёнок очень активный, подвижный, то могут часто выпадать наушники, ребёнок будет слышать шум, писк, который его сильно раздражает, поэтому будет вытаскивать наушники и выбрасывать.
В медтехнике продаются держатели для наушников - это силиконовые трубочки, которые опоясывают ухо и крепятся к наушнику. Очень удобно.
6. Проводите беседы – инструкции со слабослышащим ребёнком, что делать, если съехал или выпал аппарат.
7. Необходимо следить за сохранностью слухового аппарата, содержать его в чистоте и чтобы аппарат всегда был сухой.
8. Обязательно проведите беседу с детьми, что к нам пришёл мальчик (девочка, он плохо слышит, аппараты помогают ему вас услышать, поэтому трогать и снимать их нельзя!
9. Не позволяйте детям обзывать, дразнить слабослышащего ребёнка, иначе он замкнётся в себе.
10. Бесполезно обращаться к слабослышащему ребёнку, если он вас не видит, например, стоит к вам спиной. Сначала привлеките внимание, слегка дотроньтесь до ребёнка, убедитесь, что он смотрит на вас, только тогда говорите чётко, медленно, делайте паузы, чтобы ребёнок смог вас услышать и понять.
11. На занятиях сажайте всегда рядом с воспитателем.
12. Если детей много, они шумят или отвечают полилогом, слабослышащий ребёнок не понимает, кто говорит и о чём говорит.
Если будет баловаться, не кричите на него, он не виноват, что не слышит и не поймёт вашего недовольства, а будет гримасничать, показывать язык, а эти действия ребёнка (постоянные) могут привести к деформации челюсти.
13. Если слабослышащий ребёнок сломал постройку, забрал игрушку, ударил, то приучайте детей рассказывать о случившемся воспитателю. Только в индивидуальной беседе (как говорится, по горячим следам) воспитатель объяснит, почему так делать нельзя.
14. Не допускайте излишней опеки и чрезмерной заботы, так как это лишний раз подчеркнёт нестандартность ребёнка и разовьёт у него эгоистические установки, а у окружающих - снисходительное отношение.
15. Эффективны индивидуальные занятия или занятия подгруппой не более 6 человек.
16. При общении на занятиях глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка.
17. Обязательно продумывайте мотивацию занятия (получишь вкусненькое, поиграешь в любимую игру, что-то подарю, например, фишку, поделку из оригами и т. д.)
18. Проявляйте искренний интерес к действиям и играм ребёнка.
19. Всегда хвалите ребёнка за те действия, которые вы от него ждёте. Обучение ребёнку даётся за счёт высоких психологических затрат.
20. Как правило, у слабослышащих детей есть сложности в усвоении программы - это скудный словарный запас. Трудности в выражении мысли, плохо получается учить наизусть, пересказывать.
21. Привлекайте к труду, дежурству. Это приучит к трудолюбию, разовьёт ответственность.
22. Проводите опробование продуктов. Это развивает обоняние, осязание, вкус, мышление и речь.
23. Играйте со слабослышащими детьми в настольные игры. (В игры Воскобовича, пазлы, в лото). Такие игры развивают память, логику, внимание, умение ждать своей очереди, дружелюбие.
24. Поощряйте у слабослышащего ребёнка стремление заниматься спортом.
25. Как правило, у слабослышащих детей не хватает самостоятельности и уверенности в собственных силах.
Выход нашёлся – мини - коллективная работа (2-3 человека, которая поможет закрепить пройденный материал, разовьёт творческие способности и повысит самооценку ребёнка, не даст потеряться на фоне более успешных товарищей.
Более сложную работу выполняет успешный ребёнок, а простую (то, что уже хорошо получается) – слабослышащий ребёнок. В таких мини – коллективных работах раскрываются сильные стороны слабослышащего ребёнка, его творческий потенциал, он учится договариваться, ждать своей очереди, учится непростому делу у своего товарища, а успешная работа в итоге получится, несомненно, хорошей, что очень важно для психологического здоровья ребёнка, для повышения его самооценки.