Приложение МААМ

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей

Смирнова Татьяна
Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей
▼ Скачать + Заказать документы

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

2.1. Изучение речевого развития детей в условиях отсутствия одного из родителей

Публикация «Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей» размещена в разделах

Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли детей группы №3 «Карапузы» ДОУ №3 «Незабудка» г. Протвино. Из списочного состава детей выбрали две группы : контрольную (9 детей из полных семей) и экспериментальную (9 детей из неполных семей).

В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста :

- выявление уровня восприятия речи, взрослого,

- выявление понимания речи взрослого,

- выявление объема активного и пассивного словаря,

- выявление состояния звукопроизношения,

- определение уровня активного словарного запаса детей,

- выявление состояния контекстной речи,

- выявление состояния грамматического строя речи.

Для изучения «развития речи детей раннего возраста» мы применяли следующие методики:

МЕТОДИКА № 1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено инди-видуально с каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку).

7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов :

1 раз - 2 балла,

2 раза - 1 балл (при выполнении задания,

Обаллов - (при невыполнении задания).

Более 2 раз - 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.

От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи.

От 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.

МЕТОДИКА № 2. «Найди игрушку».

Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т. д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов : качество выполнения:

5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведённых фрагментов, определяющих результативность.

Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

Выводы об уровне развития речи.

5 баллов - высокий уровень.

3-4 - средний уровень.

0-2 - низкий уровень.

МЕТОДИКА № 3. «Кто это».

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка, овощи (капуста, морковка, картофель, редиска, домашние животные (кошка, собака, попугай, транспорт, игрушки, птицы).

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл - наличие правильного ответа.

Обаллов - неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов - высокий уровень объема словаря,

7-9 -баллов - средний уровень,

2-6 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 4 «Назови, что ты видишь».

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных.

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и юнце слова.

Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.

10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сфор-мировавшиеся в его произношении: «р».

5-9 баллов - не произносит звуки «р» смычные, щелевые.

0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

13 - баллов - очень высокий уровень

10-12 баллов - высокий уровень.

5-9 баллов - средний уровень.

0-4 балла - низкий уровень.

МЕТОДИКА № 5. «Расскажи по картинке».

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:

1. «Мальчик вскапывает землю».

2. «Мальчик сеет».

3. «Мальчик поливает цветы».

4. «Мальчик собирает цветы».

Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.

После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.

Обработка данных :

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

Оценка результатов.

10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице фрагментов речи.

8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий уровень развития речи.

8-9 баллов - высокий уровень,

4-7 баллов - средний уровень.

2-3 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 6. «Опиши картинку».

Цель: выявить состояние контекстной речи. Материал: сюжетные картинки.

Процедура, проведения: исследование было проведено индиви-дуально. Мы предъявляли ребенку сюжетные картинки:

«дети играют в жмурки», «мама и папа учат Иру кататься на лыжах», «Миша и Саша бегают на перегонки», «врач лечит Олю», «дядя Миша ухаживает за розами». Предъявляется следующая инструкция: «посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению». Параметры качественной оценки.

1 - у существительных (категории единственного и множественного числа).

2 - 2-у глаголов (категории единственного и множественного числа).

3- категории совершенного и несовершенного вида.

4 - предлоги.

5 - наличие местоимений.

6 - связная речь.

Оценка результатов.

6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,

0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

6 баллов - высокий уровень.

4-5 балла - средний уровень,

2-3 балла - низкий уровень,

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 7.

«Опиши картинку».

Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетные - картинки.

Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.

Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

1 фразы: короткие - 1 балл

элементарные - 2 балла,

развернутые - 3 балла,

свободные - 4 балла.

2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях - 2 балла.

3. употребление предлогов - 2 балла.

Выводы об уровне развития грамматического строя.

7-8 баллов - высокий уровень,

3-7 баллов - средний уровень,

0-2 баллов - низкий уровень.

2.2. Обработка результатов исследования

В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи. Таблица 1, таблица 2.

Сравнительный анализ результатов исследования по развитию речи детей экспериментальной и контрольной групп. Диаграмма 1, диаграмма 2.

В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные.

Таблица 1. Уровень развития речи экспериментальной группы.

И. Ф. ребенка М 1. М. 2. M.3. М. 4. М. 5. М. 6. М. 7. Сумма баллов

1. Вика П. 11 5 9 9 3 0 3 40

2. Кирилл Л. 12 5 4 4 2 1 3 28

3. Саша И. 11 5 5 8 3 5 3 40

4. Варя С. 8 3 3 7 3 2 0 29

5. Степан Ф. 4 2 1 6 2 0 0 15

6. Полина С. 17 5 10 10 7 2 4 57

7. Даша А. 10 3 1 3 2 1 0 23

8. Влад М. 9 3 2 7 3 1 2 27

9. Женя П. 13 5 10 10 8 6 4 56

Таблица 2. Уровень развития речи контрольной группы.

И. Ф. ребенка М1. М2. М3. М4. М5. М6. М7. Сумма баллов

1 1. Ярослав У. 13 5 8 10 9 4 6 55

2. Андрей М. 15 5 10 8 8 6 5 57

3 3. Варя Ж. 14 5 7 13 7 5 7 58

4 4. Соня П. 13 5 6 8 9 5 4 50

5 5. Марат О. 12 5 9 10 6 5 6 53

6 6. Давид Р. 12 5 10 8 8 5 3 51

7 7. Лиза С. 10 4 10 13 7 5 2 47

8 8. Даша А. 13 4 8 13 10 5 2 55

9 9. Вова П. 13 5 10 8 8 3 3 5

Для наглядности оформим полученные данные графически

Диаграмма1.

Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента.

Диаграмма 1. Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента (контрольная группа).

Контрольная группа

Уровни оценки: 55,6 % - высокий уровень, 33,3% - средний уровень, 11,1 % - низкий уровень.

Диаграмма 2. Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента (Экспериментальная группа).

Экспериментальная группа

Уровни оценки 0 - высокий уровень, 77,8% - средний уровень, 22,2 % - низкий уровень

В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 5 детей контрольной группы (55,6%) и ни у одного из экспериментальной. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети безошибочно называли все картинки. Известно, что в 3-4 года звукопроизношение еще не сформировано в норме, поэтому тот результат, который продемонстрировали дети обеих групп, соответствовал норме. Дети стали более общительными со сверстниками, речь детей проста для восприятия, в речи детей наблюдалась последовательность и связь между содержанием картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам.

Как правило, они возникали у детей экспериментальной группы, которые никогда не сталкивались с подобными ситуациями, и, следовательно, не имели представления о том, какое действие на ней изображено. Дети использовали с нашей помощью различные фрагменты речи : существительные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния контекстной речи. В речи детей наблюдались слова - существительные категории единственного и множественного числа, например: моет - вымыл, и у глаголов, например: пилит-пилят. Дети пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения. В целом речь детей приближена к связной.

Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей контрольной группы, что составило 33,3 % и у 7 детей экспериментальной (77,8) %. Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании речи. Дети справлялись с заданием частично. В обиходном словаре детей не наблюдались обобщения, понятий, а восприятие бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков наблюдалось в изолированном положении. Такие наблюдались отклонения состояние звукопроизношения. Дети заменяли звуки при помощи последних, которые уже имелись в речи. Иногда дети сокращали и слоговую структуру слова. Придиагностики уровня контекстной речи мы выявили ошибки, в употреблении местоимений, дети путали "он-она", "я-он". Наблюдалось множество аграмматизмов. Речь детей скудная, не выразительная, элементарная.

Низкий уровень развития речи был выявлен уодно ребенка из контрольной группы (11,1 %) и у 2 детей из экспериментальной группы (22,2%). У детей из экспериментальной группы наблюдалось сильное смущение при общении. Как правило, дети не понимали задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз. Удовлетворительное понимание обращенной речи ведет к тому, что у детей наблюдается ограниченный экспрессивный словарь, аграмматично построенные фразы и отсутствует самостоятельный рассказ. Этот уровень характеризуется очень сильным отставанием в развитии звукопроизношения. В речи детей наблюдались сплошные аграмматизмы, речь трудна для восприятия.

У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что видят. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи детей раннего возраста, находящихся в условиях социально-психологической депривации явно отстает от развития речи детей, воспитывающихся в полной семье. Для таких детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.

Выводы по главе II

На базе ДОУ №3 «Незабудка» г. Протвино, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 2-3 лет. Предметом нашего исследования выступали процессы речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в неполной семье. Жизненная обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд, проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, воспитывающихся в неполных семьях наблюдается отставание в речевом развитии. Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года проблема психических лишений стала наиболее актуальной.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воз-действие в условиях детского сада должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. на-выки в повседневной жизни.

В основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение состояния контекстной речи и грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В результате исследования мы получили данные, доказывающее явное отставание в развитии речи детей экспериментальной группы, что отразилось в качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать коммуникативную потребность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы целесообразности и необходимости включения коррекционных мероприятий в комплекс логопедический мер по преодолению отставания в развитии речи у детей рапного возраста, находящихся в условиях социально- психологической депривации.

Изучив теоретический аспект онтогенеза речевого развития, мы пришли к выводу о том, что развитие речи возложено только в тесной связи с взрослым. Недостаток такого общения существенно сказывается на развитии у детей речи и психики. Эта проблема отражена в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в области педагогики и психологии. Такое ограниченное общение прослеживается у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Поэтому целью нашего исследования явилось определение психолого- педагогических условий успешного речевого развития детей, воспитывающихся без отца. На базе ДОУ №3 «Незабудка» г. Протвино, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 2-3 лет. Предметом нашего исследования выступали процессы речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в неполной семье. Жизненная обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд, проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, воспитывающихся в неполных семьях наблюдается отставание в речевом развитии. Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года проблема психических лишений стала наиболее актуальной.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воз-действие в условиях детского сада должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. на-выки в повседневной жизни.

В основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В результате исследования мы получили данные, доказывающее явное отставание в развитии речи детей экспериментальной группы, что отразилось в качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать коммуникативную потребность.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая грамотность,.

Формирование полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей Актуальность нашего исследования заключатся в том, что на сегодняшний день количество неполных семей увеличивается, тем самым изменения.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. При правильной, целенаправленной и систематичной познавательной деятельности у ребенка будут успешно формироваться все личностные черты,.

Опытно-экспериментальная работа по использованию методов ТРИЗ-технологии для развития творческих способностей детей Программа опытно-экспериментальной работы по применению ТРИЗ – технологии в практики дошкольной образовательной организации Современное.

Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе «Как вода меняет цвет»Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе «Как вода меняет цвет» Цель: рассмотреть на опыте изменение окраски воды. Задачи: - Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Вид проекта: групповой, краткосрочный. Тип проекта:.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста» Проект: «Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста» Долгосрочный проект «Маленькие исследователи» Актуальность. В.

Проект с детьми раннего возраста. Опытно-экспериментальная деятельность «Интересная бумага» Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста. Воспитатель: Пронькина Татьяна Матвеевна. «Интересная бумага». Актуальность.

Выступление на РМО «Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками необходимость и значение» Слайд 1 Тема нашего метод. объединения «Опытно – экспериментальная работа со старшими дошкольниками- необходимость, значение» Слайд 2 Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 10:26
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Татьяна (УИ 1411563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД