Смирнова Татьяна
Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Изучение речевого развития детей в условиях отсутствия одного из родителей
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли детей группы №3 «Карапузы» ДОУ №3 «Незабудка» г. Протвино. Из списочного состава детей выбрали две группы : контрольную (9 детей из полных семей) и экспериментальную (9 детей из неполных семей).
В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста :
- выявление уровня восприятия речи, взрослого,
- выявление понимания речи взрослого,
- выявление объема активного и пассивного словаря,
- выявление состояния звукопроизношения,
- определение уровня активного словарного запаса детей,
- выявление состояния контекстной речи,
- выявление состояния грамматического строя речи.
Для изучения «развития речи детей раннего возраста» мы применяли следующие методики:
МЕТОДИКА № 1. «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследование было проведено инди-видуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку).
7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько раз.
Обработка данных.
Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов :
1 раз - 2 балла,
2 раза - 1 балл (при выполнении задания,
Обаллов - (при невыполнении задания).
Более 2 раз - 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.
От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи.
От 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
МЕТОДИКА № 2. «Найди игрушку».
Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т. д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов : качество выполнения:
5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведённых фрагментов, определяющих результативность.
Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.
0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.
Выводы об уровне развития речи.
5 баллов - высокий уровень.
3-4 - средний уровень.
0-2 - низкий уровень.
МЕТОДИКА № 3. «Кто это».
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка, овощи (капуста, морковка, картофель, редиска, домашние животные (кошка, собака, попугай, транспорт, игрушки, птицы).
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.
1 балл - наличие правильного ответа.
Обаллов - неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов - высокий уровень объема словаря,
7-9 -баллов - средний уровень,
2-6 балла - низкий уровень.
0-1 балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 4 «Назови, что ты видишь».
Цель: Выявить состояние звукопроизношения.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.
Обработка данных.
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и юнце слова.
Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.
Оценка результатов.
Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.
13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.
10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сфор-мировавшиеся в его произношении: «р».
5-9 баллов - не произносит звуки «р» смычные, щелевые.
0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.
Выводы об уровне развития.
13 - баллов - очень высокий уровень
10-12 баллов - высокий уровень.
5-9 баллов - средний уровень.
0-4 балла - низкий уровень.
МЕТОДИКА № 5. «Расскажи по картинке».
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.
Материал: серия сюжетных картинок.
Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:
1. «Мальчик вскапывает землю».
2. «Мальчик сеет».
3. «Мальчик поливает цветы».
4. «Мальчик собирает цветы».
Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.
После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.
Обработка данных :
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
Оценка результатов.
10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице фрагментов речи.
8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.
6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.
2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.
0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития.
10 баллов - очень высокий уровень развития речи.
8-9 баллов - высокий уровень,
4-7 баллов - средний уровень.
2-3 балла - низкий уровень.
0-1 балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 6. «Опиши картинку».
Цель: выявить состояние контекстной речи. Материал: сюжетные картинки.
Процедура, проведения: исследование было проведено индиви-дуально. Мы предъявляли ребенку сюжетные картинки:
«дети играют в жмурки», «мама и папа учат Иру кататься на лыжах», «Миша и Саша бегают на перегонки», «врач лечит Олю», «дядя Миша ухаживает за розами». Предъявляется следующая инструкция: «посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению». Параметры качественной оценки.
1 - у существительных (категории единственного и множественного числа).
2 - 2-у глаголов (категории единственного и множественного числа).
3- категории совершенного и несовершенного вида.
4 - предлоги.
5 - наличие местоимений.
6 - связная речь.
Оценка результатов.
6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,
0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития.
6 баллов - высокий уровень.
4-5 балла - средний уровень,
2-3 балла - низкий уровень,
0-1 балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 7.
«Опиши картинку».
Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.
Материал: сюжетные - картинки.
Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.
Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.
1 фразы: короткие - 1 балл
элементарные - 2 балла,
развернутые - 3 балла,
свободные - 4 балла.
2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях - 2 балла.
3. употребление предлогов - 2 балла.
Выводы об уровне развития грамматического строя.
7-8 баллов - высокий уровень,
3-7 баллов - средний уровень,
0-2 баллов - низкий уровень.
2.2. Обработка результатов исследования
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи. Таблица 1, таблица 2.
Сравнительный анализ результатов исследования по развитию речи детей экспериментальной и контрольной групп. Диаграмма 1, диаграмма 2.
В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные.
Таблица 1. Уровень развития речи экспериментальной группы.
И. Ф. ребенка М 1. М. 2. M.3. М. 4. М. 5. М. 6. М. 7. Сумма баллов
1. Вика П. 11 5 9 9 3 0 3 40
2. Кирилл Л. 12 5 4 4 2 1 3 28
3. Саша И. 11 5 5 8 3 5 3 40
4. Варя С. 8 3 3 7 3 2 0 29
5. Степан Ф. 4 2 1 6 2 0 0 15
6. Полина С. 17 5 10 10 7 2 4 57
7. Даша А. 10 3 1 3 2 1 0 23
8. Влад М. 9 3 2 7 3 1 2 27
9. Женя П. 13 5 10 10 8 6 4 56
Таблица 2. Уровень развития речи контрольной группы.
И. Ф. ребенка М1. М2. М3. М4. М5. М6. М7. Сумма баллов
1 1. Ярослав У. 13 5 8 10 9 4 6 55
2. Андрей М. 15 5 10 8 8 6 5 57
3 3. Варя Ж. 14 5 7 13 7 5 7 58
4 4. Соня П. 13 5 6 8 9 5 4 50
5 5. Марат О. 12 5 9 10 6 5 6 53
6 6. Давид Р. 12 5 10 8 8 5 3 51
7 7. Лиза С. 10 4 10 13 7 5 2 47
8 8. Даша А. 13 4 8 13 10 5 2 55
9 9. Вова П. 13 5 10 8 8 3 3 5
Для наглядности оформим полученные данные графически
Диаграмма1.
Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента.
Диаграмма 1. Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента (контрольная группа).
Контрольная группа
Уровни оценки: 55,6 % - высокий уровень, 33,3% - средний уровень, 11,1 % - низкий уровень.
Диаграмма 2. Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента (Экспериментальная группа).
Экспериментальная группа
Уровни оценки 0 - высокий уровень, 77,8% - средний уровень, 22,2 % - низкий уровень
В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 5 детей контрольной группы (55,6%) и ни у одного из экспериментальной. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети безошибочно называли все картинки. Известно, что в 3-4 года звукопроизношение еще не сформировано в норме, поэтому тот результат, который продемонстрировали дети обеих групп, соответствовал норме. Дети стали более общительными со сверстниками, речь детей проста для восприятия, в речи детей наблюдалась последовательность и связь между содержанием картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам.
Как правило, они возникали у детей экспериментальной группы, которые никогда не сталкивались с подобными ситуациями, и, следовательно, не имели представления о том, какое действие на ней изображено. Дети использовали с нашей помощью различные фрагменты речи : существительные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния контекстной речи. В речи детей наблюдались слова - существительные категории единственного и множественного числа, например: моет - вымыл, и у глаголов, например: пилит-пилят. Дети пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения. В целом речь детей приближена к связной.
Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей контрольной группы, что составило 33,3 % и у 7 детей экспериментальной (77,8) %. Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании речи. Дети справлялись с заданием частично. В обиходном словаре детей не наблюдались обобщения, понятий, а восприятие бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков наблюдалось в изолированном положении. Такие наблюдались отклонения состояние звукопроизношения. Дети заменяли звуки при помощи последних, которые уже имелись в речи. Иногда дети сокращали и слоговую структуру слова. Придиагностики уровня контекстной речи мы выявили ошибки, в употреблении местоимений, дети путали "он-она", "я-он". Наблюдалось множество аграмматизмов. Речь детей скудная, не выразительная, элементарная.
Низкий уровень развития речи был выявлен уодно ребенка из контрольной группы (11,1 %) и у 2 детей из экспериментальной группы (22,2%). У детей из экспериментальной группы наблюдалось сильное смущение при общении. Как правило, дети не понимали задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз. Удовлетворительное понимание обращенной речи ведет к тому, что у детей наблюдается ограниченный экспрессивный словарь, аграмматично построенные фразы и отсутствует самостоятельный рассказ. Этот уровень характеризуется очень сильным отставанием в развитии звукопроизношения. В речи детей наблюдались сплошные аграмматизмы, речь трудна для восприятия.
У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что видят. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.
Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи детей раннего возраста, находящихся в условиях социально-психологической депривации явно отстает от развития речи детей, воспитывающихся в полной семье. Для таких детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.
Выводы по главе II
На базе ДОУ №3 «Незабудка» г. Протвино, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 2-3 лет. Предметом нашего исследования выступали процессы речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в неполной семье. Жизненная обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд, проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, воспитывающихся в неполных семьях наблюдается отставание в речевом развитии. Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года проблема психических лишений стала наиболее актуальной.
Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воз-действие в условиях детского сада должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. на-выки в повседневной жизни.
В основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение состояния контекстной речи и грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В результате исследования мы получили данные, доказывающее явное отставание в развитии речи детей экспериментальной группы, что отразилось в качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать коммуникативную потребность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы целесообразности и необходимости включения коррекционных мероприятий в комплекс логопедический мер по преодолению отставания в развитии речи у детей рапного возраста, находящихся в условиях социально- психологической депривации.
Изучив теоретический аспект онтогенеза речевого развития, мы пришли к выводу о том, что развитие речи возложено только в тесной связи с взрослым. Недостаток такого общения существенно сказывается на развитии у детей речи и психики. Эта проблема отражена в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в области педагогики и психологии. Такое ограниченное общение прослеживается у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Поэтому целью нашего исследования явилось определение психолого- педагогических условий успешного речевого развития детей, воспитывающихся без отца. На базе ДОУ №3 «Незабудка» г. Протвино, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 2-3 лет. Предметом нашего исследования выступали процессы речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в неполной семье. Жизненная обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд, проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, воспитывающихся в неполных семьях наблюдается отставание в речевом развитии. Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года проблема психических лишений стала наиболее актуальной.
Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воз-действие в условиях детского сада должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. на-выки в повседневной жизни.
В основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В результате исследования мы получили данные, доказывающее явное отставание в развитии речи детей экспериментальной группы, что отразилось в качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать коммуникативную потребность.