Татьяна Гореванова
Формирование полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность нашего исследования заключатся в том, что на сегодняшний день количество неполных семей увеличивается, тем самым изменения структуры семьи сильно влияют на формирование полоролевой идентификации детей в дошкольном возрасте с представителем того или иного пола. Первые 4–6 лет жизни ребенка – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности, в которые включена половая идентификация. Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.
Публикация «Формирование полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей» размещена в разделах
Однако, сегодня мы наблюдаем, что данная проблема формирования полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей мало изучена. В соответствии с этим возникла необходимость данного исследования, которая определяется противоречием того, что:
- авторами было много проведено теоретико – исследовательских работ по данной проблеме, но применение их на практике мало обнаружены;
- полоролевая идентификация детей старшего дошкольного возраста мало изучена в неполных семьях.
Цель исследования – теоретически разработать и доказать программу формирования полоролевой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Объект исследования – полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – психологические особенности формирования полоролевой идентификации детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что:
1. У детей из неполных семей уровень сформированности полоролевой идентификации ниже, чем у детей из полных семей.
2. Специально разработанная Коррекционно – развивающая программа будет способствовать правильному развитию полоролевой идентификации у детей из полных и неполных семей
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень сформированности полоролевой идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
3. Раскрыть понятия полные и неполные семьи;
4. Выявить особенности восприятия ребенком своего пола в полной и неполной семьях;
5. Разработать коррекционно – развивающую программу формирования и развития полоролевой идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
6. Доказать эффективность программы формирования и развития полоролевой идентификации у детей старшего дошкольного возраста.
В нашей работе мы опирались на определение Головина С. Ю. : Полоролевая идентификация – процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.
Процесс формирования полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста является неотъемлемой важной частью осознания правильной роли своего пола (мальчик, девочка).
В свою очередь, семья играет главную роль в формировании личности, полоролевой идентификации, и именно семья в большей степени определяет будущее ребенка, его успешность во всех сферах жизни.
Воспитываясь в неполной семье, ребенок испытывает нарушение половой идентификации, имеет серьезные психологические проблемы. Ведь для того, чтобы успешно пройти процесс идентификации, дошкольник должен воспитываться и матерью, и отцом.
На этапе экспериментального исследования, мы использовали метод– наблюдение, и методики, с помощью которых изучали особенности формирования полоролевой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей. П
1. Беседа с ребенком (А. М. Щетинина,О. И. Иванова);
Цель: выявить особенности представления детей о половых ролях, о себе как представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях
2. Тест "Нарисуй человека" (А. М. Прихожан);
Цель: изучение осоебнностей эмоционально – ценностно отношения ребенка к себе как к представителю определенного пола
3. Методика Н. Л. Белопольской "Половозрастная идентификация".
Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка
НАБЛЮДЕНИЕ КРИТЕРИИ (с кем чаще играет ребенок, в какие иргы ребенок играет, какие роли ребенок берет на себя во время игры, адекватность / неадекватность полоролевого поведения)
при проведении вышеперечисленных диагностик, мы получили следующие результаты. Мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей уровень сформированности полоролевой идентификации несущественен, чем у детей из полных семей. Дети из неполных семей допускают возможность превращения мальчика в девочку и наоборот, наличие нестабильного отношения к себе, оценка себя как не очень хорошей (хорошего) то есть ссылка на негативное оценки его качеств взрослого. Неправильно идентифицируют себя с представителем данного пола (критерий угловое преобразование Фишера, по всем трем методикам уровни находятся в зоне незначимости, так как выборка детей из неполных семей была небольшая, но работа была необходима, так как у детей из неполных семей наблюдался сниженный (пониженный) уровень сформированности полоролевой идентификации)
для формирования полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей, была разработана коррекционно – развивающая программа.
Цель программы: формирование полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Научить детей правильно осознать свою роль и функцию в группе;
Закрепить представления ребенка о себе как о представителе определенного пола;
Расширить представления мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и в семье;
Сформировать у детей положительное отношение к будущим социальным ролям и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского и женского поведения в обществе.
для рализации нашей программы мы использовали следующие принципы, которые вы можете посмотреть на слайде.
Принцип единства коррекции и диагностики: проводилась комплексная диагностика с детьми старшего дошкольного возраста, которая позволила выявить характер и интенсивность трудностей, сделать заключение об их возможных причинах и на данной основе строилась работа, в результате которой вносились определенные коррективы.
Деятельностный принцип коррекции: определяет тактику проведения коррекционной работы, через активизацию основной ведущей деятельности – игры, в ходе которой осуществляются позитивные движущие силы развития ребенка; формирование правильного представления ребенка о своих ролях.
Принцип учета возрастно – психологических и индивидуальных особенностей: при создании программы учитывались возрастные и психологические особенности каждого ребенка.
Принцип комплексности методов психологического воздействия: отражался в интегративных приемах, способствующих правильному формированию половой идентификации, в качестве которых в коррекционной программе выступили: сказко-терапия, арт-терапия, игро-терапия, психогимнастика, релаксационные методы и упражнения.
Принцип постепенности: увеличение объема и силы воздействия на детей реализовывалось поэтапно, в ходе которого дети постепенного погружались в психокоррекционный процесс.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала: упражнения и задания были созданы на основе благоприятных условий, благоприятного эмоционального фона, которые стимулировали положительные эмоции.
Принцип систематичности работы со старшими дошкольниками : занятие проводилось не менее 2 раз в неделю.
критериями отбора в коррекционную группу послужили
Низкий и средний уровень сформированности представления о себе;
Плохо сформированы представления о роли мальчика и девочки;
Отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функций в обществе и семье;
Не сформированы правильные представления ребенка о полоролевом поведении мальчика и девочки.
также в основе составления нашей программы были заложены следующие механизмы (Ялом И, которые вы можете посмотреть на слайде
Групповая сплоченность: в ходе коррекционного воздействия дети проявляли желание оставаться в группе, проявляли взаимное принятие друг друга (Упражнение «Ласковое имя», игра «Доброе животное»);
Развитие техники межличностного общения: ребенок имеет возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое межличностное взаимодействие с детьми противоположного пола (Упражнение «Чемодан», упражнение «За что нам нравятся девочки (мальчики)»);
Катарсис: в ходе занятия, каждый ребенок в силу своего определенного пола (мальчик, девочка) сумел эмоционально отреагировать на проведенное занятие (Упражнение – релаксация «Летний денек», упражнение – релаксация «Задуй свечу»);
Интерперсональное влияние: ребенок может получить новую информацию о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению образа «Я», а также правильному формированию своего определенного пола: мальчик, девочка (Игра – беседа «Каким должен быть мальчик? Какой должна быть девочка?»);
Подражание: ребенок неосознанно или малоосознанно следует поведениям представителей определенного пола, манерам, поступкам личности психолога или группе сверстников, в зависимости от пола ребенка (Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»
условиями и факторами, которые повлияли на формиррование полоролей идентификации детей выступили
групповая форма работы;
- проведение коррекционно – развивающей работы в эмоционально насыщенной обстановке;
- систематичность работы с детьми;
- активная работа детей на коррекционно – развивающем занятии;
- проведение занятий в специально организованном пространстве, в благоприятное время.
методы и техники коррекционной работы представлены на слайде
арт-терапевтические методы позволяют детям на начальном этапе сформировать положительные отношения в группе, а также расширить представление о своих будущих социальных ролях: мужчина, женщина (Рисуночный тест «Кем я хочу стать»);
сказко-терапия позволяет ребятам подражать правильным представлениям о мужских и женских ролях, а также расширить представления детей о занятости мужчин и женщин на приведенных примерах (Чтение стихов «Мужчины и женщины какие они?», чтение сказки «Царевна – лягушка»);
игро – терапия, данный метод помогает детям осмыслить собственные чувства и переживания, закрепить правильные представление о себе по средствам игры, а также помогает в игровой форме находить характерные признаки и отличия в облике мальчиков и девочек (Игровое задание «Кто я?», Игра «Кто, что носит»);
музыко – терапия учит ребят не только формировать правильные представления о мальчиках и девочках, но и переживать те чувства, которые представлены в песне (Слушание песни «Из чего же сделаны наши мальчишки/девчонки?»);
психогимнастика учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения соответствующих определенной роли мальчика и девочки (Психогимнастика «Разные эмоции»);
релаксационные методы способствуют расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения (Упражнение – релаксация «Я хороший/я хорошая», упражнение – релаксация «Любопытная Варвара»).
особенностями организации коррекционно – развивающего занятия выступили
Дети старшего дошкольного возраста, в количестве 13 человек. Программа рассчитана на 25 занятий, по 20-25 минут, 2 раза в неделю. Форма работы – групповая.
В программе разработаны рекомендации родителям и воспитателям. Для реализации программы необходимо просторное, комфортное помещение.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ и критерии эффективности программы
I этап (ноябрь - январь) - этап сбора и анализа информации. Выявление уровня сформированности полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста. Обработка и анализ полученных диагностических данных.
II этап (февраль - март) - Этап реализации программы.
III этап (конец марта – начала апреля) - этап проведения контрольной диагностики. Подведение итогов, анализ проведенной работы, корректировка программы
Критерии эффективности программы
улучшение результатов при повторной диагностике;
- повышение уровня сформированности полоролевой идентификации;
- повышение уровня сформированности правильного представления ребенка о полоролевом поведении мальчика и девочки.
Ожидаемые результаты по коррекционно – развивающей программе формирования полоролевой идентификации, заключаются в том,
что будут Сформированы правильно осознанные роли и функции мальчиков и девочек в группе;
сформированы представления ребенка о себе как о представителе определенного пола;
усвоены представления мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и в семье.
После реализации программы были выявлены следующие изменения, которые вы можете посмотреть на слайде
Для того чтобы выявить имеется ли сдвиг до и после программы мы использовали критерий углового преобразования Фишера. Результаты показали, что имеется положительный сдвиг до и после эксперимента.
Таким образом, можно сказать, что за счет реализации программы у детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей уровень полоролевой идентификации был повышен. В ситуации правильной сформированной полоролевой идентификации дети будут способны правильно совершенствоваться как личность. так как они будут объективно воспринимать правильную роль своего пола (мальчик / девочка) в семье и в обществе.