Корниенко Лариса Николаевна
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно – экспериментальная деятельность в
экологическом воспитании детей дошкольного возраста
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того – экологическое образование – это огромный потенциал всестороннего развития личности. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение, Расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, учит отображать впечатления о природе в разнообразной деятельности, а знания о потребности животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основной целью развития экологического воспитания является : способность развитию у детей познавательного интереса, посредствам вовлечения их в элементарное экспериментирование с природными обьектами; учить элементарным действиям с предметами, видеть изменения, замечать новое, сравнивать, учит делать элементарные выводы на основании исследований; развивать любознательность, пытливость, сообразительность, умение эмоционально откликаться на результат своей деятельности, стремление высказывать свое мнение о проделанной работе; формировать экологическую культуру и природоохранное сознание.
При ознакомлении детей с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями ведущим методом обучения является экспериментирование с воздухом, с природными материалами: водой, песком и др. Каждый цикл построен таким образом, что по мере выполнения опытов перед детьми ставятся все более сложные задачи. Совместная деятельность с детьми организуется с учетом возрастных особенностей, индивидуального уровня развития и познавательных интересов детей. Содержание опытов, экспериментов целесообразно разделить на три основных блока: явления и обьекты живой природы (опыты с растениями); явления и обьекты неживой природы (опыты с песком, глиной, камнями, водой, воздухом); человек и рукотворный мир (функционирование организма, материалы и предметы, созданные человеком). По всем трем блокам можно использовать картотеки опытов, схемы, пиктограммы и модели. Целенаправленное, системное построение педагогического процесса дает возможность использовать наглядно практические методы и способы организации экодеятельности : наблюдения, экскурсии, решение игровых проблемных ситуаций. Содержание экологической работы с детьми предусматривает обобщение, установление связей и зависимостей между обьектами и явлениями, формирование способов познания. В экспериментальной работе важно научить ребенка самостоятельно добывать и применять знания; а также развивать чувство сопричастности и общности с природой. В ходе решения проблемных ситуаций формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В результате совместной опытнической работы педагога и ребенка у детей формируется устойчивый интерес к эксперименту, а воспитатель выступает в роли партнера, соучастника деятельности, мудрого наставника.
В качестве ведущего способа сбора информации и мониторинга результатов деятельности используются диагностические методики: устные тесты, беседы, игровые задания, опыты и т. д., а также наблюдения за поведением детей в повседневной жизни и на занятиях. Диагностические срезы позволяют своевременно корректировать индивидуальную работу с детьми, ориентировать на более глубокое изучение некоторых тем, позволяет педагогу обьективно оценить результативность проведенной работы.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия с семьей. Эффективному сотрудничеству с родителями способствуют разнообразные формы общения с ними: круглые столы, мастер – классы, практикумы и тренинги, совместные досуги.
Системная работа с детьми и сотрудничество с семьей позволяет эффективно использовать опытно – экспериментальную деятельность для развития познавательной активности, проявления самостоятельности и творчества, формирования экологического сознания и поведения.