Назарова Людмила
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребнок познат объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно -исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Учные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прим пищи, игры, прогулку, водные процедуры, сон.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно –исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.
С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:
-воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать
-развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
-практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство,полое, сквозное, замкнутое и т. п.).
-учить малыша выражать словами свои впечатления.
Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Материалы для организации экспериментирования в группе раннего возраста.
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
9. Полиэтиленовые пакетики.
10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
11. Вата, синтепон.
12. Киндер-сюрпризы.
13. Глина, песок.
14. Вода и пищевые красители.
15. Бумага разных сортов.
Содержание экспериментальной деятельности детей раннего дошкольного возраста :
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
Задачи:
Сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них
творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности и поэтому
все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызвать у детей положительные эмоции и желание
действовать. Также для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться в процессе работы.
Интеграция сенсорного и познавательного развития помогает лучшему усвоению и пониманию у детей свойств явлений неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть образовательной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в
процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Вода»
Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
игра «Тёплое – холодное»
- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной
игра «Переливашки»
- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
Игры с губкой «Тучка и дождик»
- познакомить со свойствами губки (пористая, впитывает воду)
игра «Тонет – не тонет»
- дать представления о плавающих и тонущих телах.
Игра «Ловим игрушки сачком»
-развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
«Песок»
Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши придут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.
«Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. Игра «Ветер по морю гуляет» упражнять в умении выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
При проведении игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.
«Бумага»
При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.