сюткина наталья
Выступление на РМО «Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками необходимость и значение»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Тема нашего метод. объединения «Опытно – экспериментальная работа со старшими дошкольниками- необходимость, значение»
Слайд 2
Я хотела бы начать со слов Русского естествоиспытателя, заслуженного профессора Московского университета Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Слайд 3
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Жану Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Слайд 4
Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И. П. Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан важный вывод:
у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.
Слайд 5
Однако. В 1990-е годы профессор, академик Н. Н. Поддъяков, проанализировав опыт исследовательской работы Павлова, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Слайд 6
Значимость этого вида деятельности нельзя принижать, учитывая что, экспериментированию уделено очень большое значение в современных законодательных и нормативных актах системы образования, в частности в Федеральном государственном образовательном стандарте, говорится: «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
Слайд 7
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Слайд 8
Сейчас мы с вами попадем в экспериментальную лабораторию, и просмотрим познавательную деятельность с элементами экспериментирования «Магнитную сказку».
Слайд 9
Покажет нам образовательную деятельность воспитатель старшей группы.
Слайд 10
Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами проанализируем О. Д. В помощь для анализа я раздала Вам «карты анализа ОД в соответствии с ФГОС» (анализ педагогами)
Анализ занятия
Слайд 11
Как Вы понимаете смысл китайской пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Слайд 12
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Слайд 13
«Экспериментируем вместе…»
Разделимся на 2 группы. Мозговой штурм.
Давайте вспомним, о чём мы говорили в начале нашего мероприятия.
Ответьте, пожалуйста на вопросы.
1. Кому принадлежит это высказывание: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». (Русскому естествоиспытателю, заслуженному профессору Московского университета Клименту Аркадьевичу Тимирязеву.)
2. Кто первый ввел в науку термин «экспериментирование» (швейцарский психолог и философ Жан Пиаже)
3. В лаборатории какого известного физиолога осуществляли незапланированный эксперимент? Что это за опыт? Какой важный вывод был сделан? (русский и советский ученый Иван Петрович Павлов «у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.»
4. Кто и в каком году проанализировал и обобщил опыт работы Павлова? К какому выводу он пришел? (профессор, академик Н. Н. Поддъяков «В детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование»)
5. Для чего в дошкольных организациях внедряют экспериментальную работу? (для развития у детей познавательной активности, проявлению интереса к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.)
6. Роль педагога в повышении активности ребенка в экспериментальной работе?
(1. Стимулирует интерес
2. Стимулирует исследовательское поведение ребенка
3. Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата
4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений
5. Использует приемы Развития Творческого Воображения)
7. Составить мини- проект «Опытно – экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками»
8. Какая опытно-экспериментальная работа проводится в вашей дошкольной организации?
А сейчас мы с вами поэкспериментируем вместе.
Опыт № 1.
На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки наводу, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 2.
Вам понадобятся:
• Воздушный шарик
• Апельсин.
Инструкция:
1. Надуйте воздушный шарик.
2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.
3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.
Объяснение.
Цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.
Опыт № 3 Объем воздуха
Губка очень похожа на безе. В ней множество мельчайших полостей, заполненных воздухом. Измерить объем воздуха в губке очень просто.
1. Как можно сильнее сожми губку в руке, чтобы выдавить из неё воздух. 2. Опусти сжатую губку под воду и разожми руку. Все пустоты заполнятся водой. 3. Вынь губку из воды и отожми над измерительным стаканом. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Объём воды в стакане примерно равен объёму воздуха в губке.
Итог:
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под чутким руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.
Слайд 13
Рефлексия тест «Любите ли вы свою работу?»
Слайд 14
Спасибо за внимание!