Дарья Баймурзина
Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
2.1 Определение уровней развития композиционных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа была организована в старшей группе МКДОУ «Детский сад 22» с. Рождественка Увельского района Челябинской области. Участие в диагностировании приняли 10 детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Предварительно составленный перспективный план экспериментальной работы, включал три этапа:
1 этап – проведение констатирующего эксперимента с 22.04 по 24.04.2023 года.
Цель: изучение уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – работа по формированию композиционных умений у детей с 25.04 по 14.05.2023 года.
Цель: организация работы по формированию композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративного рисования.
3 этап – проведение контрольного эксперимента с 15.05 по 17.05.2023 года.
Цель: определение эффективности работы по формированию композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста была подобрана и проведена диагностическая методика С. А. Криночкиной (приложение 1).
Критерии оценки уровня композиционных умений С. А. Криночкиной:
1. Создание в воображении выразительного образа.
2. Расположение изображения по всему листу.
3. Расположение элементов орнамента, узора так, чтобы они не касались друг друга.
4. Соотношение по величине разных элементов (листок, ягодка, цветок, линия, завиток).
5. Использование цветовых решений, соотношение цвета.
Высокий уровень – ребёнок умеет создавать в воображении выразительный образ, располагает изображения по всему листу, у него сформирован навык располагать на рисунке элементы так, чтобы они не касались друг друга, соотносит по величине разные элементы, владеет навыком использовать цветовое решение, соотносит цвета, способен оценивать результаты выполненной работы. Высокий уровень включает в себя не только стремление ребенка к выполнению композиции самостоятельно, но и с включением дополнений, преобразование ошибки в достоинство работы, качественность и аккуратность выполненной работы.
Средний уровень – ребенок имеет недостаточное представление о создании в воображении выразительного образа, не уверенно располагает изображения на листе, у него не достаточно сформирован навык располагать на рисунке элементы так, чтобы они не касались друг друга, долго соотносит по величине разные элементы, не достаточно владеет навыком использовать цветовое решение, соотносить цвета, с трудом способен оценивать результаты выполненной работы.
Низкий уровень – ребенок не умеет создавать в воображении выразительный образ, не располагает элементы узора на всем листе бумаги, у него не сформирован навык располагать на рисунке элементы так, чтобы они не касались друг друга, не соотносит по величине разные элементы, не владеет навыком использовать цветовое решение, не соотносит цвета, не способен оценивать результаты выполненной работы.
Проведя констатирующий эксперимент, нами были получены следующие результаты (приложение 2) :
1. Высокий уровень выявлен у 30% детей. Дети с высоким уровнем сформированности композиционных умений отлично создавали, придумывали выразительный образ, располагали элементы декоративной росписи по всему листу, так, чтобы они не касались друг друга. Дети соотносили по величине разные элементы декоративной росписи, им удалось использовать различное цветовое решение. Дети способны самостоятельно оценивать результаты выполненной работы. Детям с легкостью удалось самостоятельно создать аккуратную, качественную композицию, а также объективно оценить и проанализировать свою выполненную работу.
2. Средний уровень выявлен у 30% детей. Дети со средним уровнем сформированности композиционных умений имеют недостаточное представление о создании выразительного образа. Также они не уверенно располагали элементы декоративной росписи на листе бумаги, так как узоры были расположены далеко друг от друга, либо очень близко. Дети слишком долго соотносили по величине разные элементы декоративной росписи, они почти не использовали различное цветовое решение, не соотносили цвета, а также с трудом оценивали результаты своей выполненной работы.
3. Низкий уровень выявлен у 40% детей. Дети с низким уровнем сформированности композиционных умений не умеют создавать, придумывать различные выразительные образы. Они не располагали элементы декоративной росписи на всем листе бумаги, так как узоры были расположены только в одной части листа, либо узоры касались друг друга. Дети не смогли соотнести по величине разные элементы декоративной росписи, они совсем не использовали различное цветовое решение, не соотносили цвета. Дети с низким уровнем развития композиционных умений не способны объективно оценить результаты своей выполненной работы.
Результаты констатирующего эксперимента обработаны и отображены на рисунке 1.
Рис 1. Результаты констатирующего эксперимента
Таким образом, результаты диагностики указывают на недостаточно высокий уровень сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из данной проблемы, предполагаем, что в этой ситуации необходимо проведение целенаправленной работы, направленной на формирование композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста. Для формирования композиционных умений в качестве основного средства мы рассматриваем использование организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию.
2.2 Содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию композиционных умений в рисовании
В рамках экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста были организованы следующие виды деятельности с учетом предложенных педагогических условий:
Педагогические условия
Виды деятельности
обогащение представлений о композиции как средстве
выразительности рисунка
дидактические игры: «Художники», «Сарафан матрешки», «Укрась тарелочку» (Приложение 3)
обогащение представлений об объектах и явлениях окружающей
действительности
Занятие по изодеятельности «Салют над городом в честь праздника Победы» (Приложение 4)
Занятие по изодеятельности «Дети танцуют
на празднике в детском саду» (Приложение 5)
обеспечение самостоятельности в планировании содержания рисунка
Занятие по изодеятельности «Цветущие сады за нашим окном (Приложение 6)
Занятие по изодеятельности «Обложка для книги сказок» (Приложение 7)
Дидактическая игра «Художники». Дидактическая задача игры: учить детей ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Для данной игры понадобится образец изображения поляны, иллюстрация поляны, картинки домика, коровы, облаков, солнца, собаки и бабочки.
В начале игры воспитатель спрашивает у детей, что они видят перед собой. Иллюстрация поляны имеет прямоугольную форму. Затем они повторяют, сколько у изображения поляны углов и сторон. Дети проговаривают стороны и углы, показывая пальцем. Это сторона верхняя, нижняя, правая и левая. Еще у прямоугольника есть углы: правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний. А еще у прямоугольника есть центр. После повторения, воспитатель предлагает ребятам стать настоящими художниками и украсить пустую поляну различными картинками по своему замыслу.
Главная задача игры – расположить изображения по всему листу. Данная игра детям очень понравилась, они самостоятельно придумывали различное расположение для изображений. Никто из детей не испытывал трудностей в процессе игры, они справились с созданием композиции. На протяжении долгого времени дети играли в эту игру, так как она их увлекла.
Следующая дидактическая игра «Сарафан матрешки». Дидактическая задача игры: обогатить знания детей о характерных элементах гжельской, городецкой и полхов-майданской росписей, формировать композиционные умения и умение называть элементы росписей. Для данной игры понадобится 3 матрешки разных росписей, их элементы.
Данная игра начинается с того, что воспитатель предлагает детям посмотреть на матрешки и определить к какой декоративной росписи они относятся. Если у детей возникают сложности в определении росписи, то воспитатель им помогает. Далее ребята выбирают по матрешке, подбирают соответствующие им элементы декоративной росписи и украшают сарафан, называя каждый элемент.
Главной задачей данной игры являлось расположение элементов декоративной росписи в рамках предложенного объекта. Узоров было больше, чем могло бы влезть на сарафан матрешек. Перед детьми стояла сложная задача – выбрать узоры и создать композицию. Некоторые дети тщательно подбирали элементы росписи и старались как можно красивее их расположить. Композиция получалась качественная. Но всё же часть детей испытывала сложности в создании композиции, так как они использовали все узоры для украшения сарафана матрешек. Узоры касались друг друга, композиция была не качественной и не аккуратной.
Последняя дидактическая игра «Укрась тарелочку». Дидактическая задача игры: обогатить знания детей о характерных элементах гжельской и хохломской росписей, формировать композиционные умения и умение называть элементы декоративных росписей, развивать мелкую моторику рук. Для данной игры понадобится 2 тарелочки и элементы росписей.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на тарелочки, и определить к какой декоративной росписи они относятся. Края тарелочек украшены хохломской и гжельской росписью, а середина блюдца белая. Воспитатель обращает внимание детей на то, что тарелочки не красивые и совсем ничем не украшены. Далее предлагает ребятам стать настоящими мастерами и украсить тарелочки в соответствующие им элементы декоративной росписи, проговаривая название каждого элемента.
Данная игра вызвала большой интерес у детей, они всё создавали и придумывали новые композиции. С этой игрой дети справились гораздо лучше, чем с предыдущей. Дети с большим упорством мастерски распределяли узоры на тарелочках. Композиции у детей получились отличные.
При проведении занятия на тему «Салют над городом в честь Победы» решались такие задачи как формирование умения отражать в рисунке свои впечатления от праздника Победы, формирование умения видеть средства художественной выразительности, которые используют художники для раскрытия темы, развитие мелкой моторики рук, воображения.
Дети старались в полной мере отобразить разнообразие салютов в своих рисунках. Часть детей проявили инициативность, они добавили в рисунок свои задумки в процессе рисования. Некоторые дети даже не пытались поэкспериментировать с цветом, но всё же малая часть детей изменили цветовое решение. На протяжении всей деятельности несколько ребят испытывали сложности, с которыми справиться самостоятельно не могли, так как не хотели приложить больше усилий, либо у них не было желания. Они просили помощи, если у них что-либо не получалось, они начинали плакать и капризничать. И даже в конце занятия, после завершения своей работы они были недовольны ей. Но большинство детей отлично справились со своей работой.
На занятии по рисованию на тему : «Дети танцуют на празднике в детском саду» мы решали такие задачи как формирование умения изображать фигуру человека в движении; учили красиво, располагать изображения на листе; закрепляли технические умения и навыки рисования карандашами, закрашивать аккуратно пространство
Дети шумно делились своими рисунками с другими, подрисовали свои рисунки после рассматривания рисунков других детей. Как уже выше отмечалось, рисование помогло не только развить воображение у детей, но и способности межличностного общения, развитию самостоятельности у детей при изобразительной деятельности.
На занятии «Цветущие сады за нашим окном» были поставлены следующие задачи - развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту, учить изображать цветущие деревья (яблони, вишни, располагая их на всем листе бумаги.
В композициях дошкольников наблюдается показ пространства за счет передачи объектов изображения на разной глубине (их основания показаны ближе к переднему краю «картины» или дальше от него) и явлений линейной перспективы (изображенные ближе дома, деревья, фигуры людей и т. д. нарисованы больше в размерах, чем те, которые показаны дальше, в глубине «картины»). Передача пространства этими средствами значительно влияет на выразительность композиции в целом.
Формирующий эксперимент завершили занятием по рисованию на тему «Обложка для книги сказок». На данном занятии были поставлены такие задачи как:
- Формировать умение передавать особенности построения рисунка и орнамента для оформления обложки для книги сказок.
- Формировать умение красиво подбирать цвета для рисунка, отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки.
- Закрепить умение рисовать акварельными красками.
- Развивать образное представление, воображение, чувство композиции.
При проведении занятия всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов автор создавала эмоционально-радостное настроение, атмосферу сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения.
2.3 Динамика уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста
Целью контрольного эксперимента являлась проверка эффективности проведенной работы, направленной на формирование композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста. Был использован тот же диагностический инструментарий, что и на первом этапе.
Проведя данную методику, повторно были выявлены следующие результаты (приложение 8) : высокий уровень выявлен у 50% детей. У детей отлично получалось придумывать различные выразительные образы самостоятельно. Они располагали элементы декоративной росписи по всему листу аккуратно, чтобы узоры не касались друг друга. Также удалось ребятам соотносить разные узоры по величине и использовать различное цветовое решение. Созданные детьми композиции были аккуратны и качественны. Ребята со средним уровнем развития композиционных умений смогли достигнуть лучших результатов.
Средний уровень выявлен у 30% детей. У детей присутствует недостаточное представление о создании выразительного образа, но девочки с помощью наводящих вопросов воспитателя старались самостоятельно создать его. Также они намного уверенней старались располагать элементы декоративной росписи на листе бумаги. Им удалось соотнести по величине разные элементы декоративной росписи без подсказок воспитателя. Цветовое решение всё же было бедным, не красочным. Дети с низким уровнем развития композиционных умений смогли достигнуть по результатам диагностирования среднего уровня.
Низкий уровень показали 20% детей исследуемой группы. Эти ребята испытывали неустойчивый интерес к созданию выразительного образа. Они с трудом располагали элементы декоративной росписи на всем листе бумаги, узоры были расположены только в одной части листа, либо узоры касались друг друга. Дети испытывали сложности в соотнесении элементов декоративной росписи по величине, они не использовали в своей работе разнообразие цветового решения. Предполагаем, что при правильно организованной, систематичной и регулярной работе уровень сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста повысится.
Результаты контрольного эксперимента обработаны и отображены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты контрольного эксперимента
Таким образом, количество детей, показавших, высокий уровень сформированности композиционных умений увеличился на 20%. Количество детей, показавших, средний уровень не изменилось, в сравнении с первичной диагностикой, и составило 30%, но изменился качественный состав детей. Дети улучшили свои показатели, и перешли с низкого уровня на средний уровень.
Низкий уровень показали на 20% детей меньше, чем при начальном диагностировании, но стоит отметить, что у оставшихся детей с низким уровнем сформированности композиционных умений появился сдвиг по критериям оценки уровня С. А. Криночкиной.
Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов, представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов
Таким образом, осуществленная работа дала положительные результаты.
Подводя итоги экспериментальной работы, наблюдаем, что результаты выполненных заданий улучшились, уровень сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста повысился.
С низкого уровня на средний уровень перешли 2 ребенка. Со среднего уровня на высокий уровень перешли 2 ребенка. Усовершенствовали свой высокий уровень 3 ребенка.
После проведенной работы дети старшего дошкольного возраста приобрели новые композиционные умения, они стали более легко и свободно выражать задуманное, проявлять самостоятельность, использовать разнообразные композиционные решения в декоративном рисовании. Ребята стали абсолютно самостоятельны в составлении узоров в пределах заданных форм, а также они приобрели умение упорядочивать элементы по ритму, симметрии, соотносить узоры по размеру между собой и с площадью листа либо формы. Также дети научились сочетать цвета в своей работе, так как цвет играет немаловажную роль в создании композиции. Дети порадовали своими успехами в поставленной цели.