Гребенщикова Лариса Владимировна
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги»
Цель: создание условий для развития познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с бумагой.
Задачи:
-Познакомить детей со свойствами бумаги.
-Формировать умение сравнивать бумагу по свойствам (плотность, прочность, бумага мнётся, рвётся, намокает.)
-Развивать умения и навыки экспериментирования с бумагой.
Темочки:
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-Активизировать речь детей.
-Обогащать словарь новыми словами (тонкая, толстая, плотная, рвётся, мнется, намокает)
Оборудование:
Бумага (салфетка, тонкая бумага, плотный картон).
Яркие картинки на каждого.
Три ёмкости с водой.
Гость (кукла Маня)
Тонкая книга (надорванная, книга из плотного картона.
Организационный момент.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, слышите, к нам кто-то пришёл? Пойду посмотрю.
Заносит куклу.
Маня: Здравствуйте ребята (настроение грустное). Меня зовут Маня.
Дети: Здравствуй Маня.
Воспитатель: Маня, а почему ты грустная?
Маня: я читала интересную книжку, она случайно порвалась, наверное я не очень аккуратно смотрела её?
Воспитатель: «Маня, не расстраивайся.
Дети: жалеют…
Воспитатель: Посмотрите, ребята (показывает книгу Мани). У тебя книга из тонкой бумаги, такое бывает. Мы с ребятами как раз сегодня хотели познакомиться с разными свойствами бумаги. Присаживайся с нами, тебе тоже будет полезно узнать.
Маня: спасибо, да, я хочу с вами.
Воспитатель: ребята, проходите к столам. Посмотрите, у вас на столах разная бумага.
Дети: Проходят к столам и осматривают рабочее место.
Воспитатель: И так ребята, начнём первое исследование.
Опыт 1 (Плотность).
Воспитатель раздаёт яркие картинки каждому.
Воспитатель: Ребята, бумага бывает разной плотности. Возьмите салфетку и наложите её на картинку.
Вопрос к детям: Видно картинку через салфетку?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Салфетка тонкая и через неё картинку хорошо видно. А теперь наложите на картинку тонкую бумагу.
Вопрос к детям: Видно картинку?
Ответы детей: Не много….
Воспитатель: Верно. Эта бумага плотнее, картинку уже не так хорошо видно.
Ещё у нас осталась самая плотная бумага - картон. Накладывайте картон на картинку.
Вопрос к детям: Что-то видно?
Ответы детей: нет, ничего.
Воспитатель: Картон ребята, самый плотный.
Вывод: Бумага бывает разной плотности. Салфетка самая тонкая, простая бумага плотнее, картон самый плотный.
Воспитатель: Переходим ко второму исследованию.
Опыт 2 (Прочность).
Воспитатель: Ребята, по прочности бумага тоже разная. Мы сейчас с вами определим, какая же бумага прочнее.
Вопрос к детям: Бумагу можно рвать?
Ответы детей: да
Воспитатель: Этим мы и займёмся. Начнём с салфетки. Возьмите салфетку и порвите её.
Дети: Рвут салфетку и кладут на стол.
Воспитатель: Получилось?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Салфетка тонкая и легко порвалась.
А теперь порвите тонкую бумагу.
Дети: Берут тонкую бумагу и рвут.
Вопрос к детям: Эту сложнее рвать?
Ответы детей: да
Воспитатель: Потому что она прочнее.
Воспитатель: А сейчас, возьмите картон и порвите его.
Дети: Пытаются рвать картон.
Вопрос к детям: Получилось?
Ответы детей: Не очень….
Воспитатель: Да. Картон прочный, его очень сложно порвать.
Вывод: Бумага вся рвётся, тонкая рвётся легко, чем толще бумага, тем сложнее её порвать.
Воспитатель: Переходим к третьему Исследованию бумаги.
Опыт 3 (Сомнём бумагу)
Воспитатель раздаёт новую бумагу (салфетка, тонкая бумага, картон).
Вопрос к детям: Ребята, бумагу можно смять?
Ответы детей: да
Воспитатель: Возьмите сначала самую тонкую (салфетку) и сомните её.
Дети: Мнут и комок кладут на стол.
Вопрос к детям: Вы легко её смяли?
Ответы детей: да
Воспитатель: Смотрите, получился маленький комочек. А сейчас сомните простую тонкую бумагу.
Дети: Мнут бумагу и кладут рядом на стол.
Вопрос к детям: Получилось смять?
Ответы детей: да
Воспитатель: Эта бумага плотнее, смялась не так легко и комочек получился больше.
Воспитатель: Теперь возьмите самую плотную (картон) и попробуйте его смять.
Дети: Стараются выполнить задание с усилием.
Вопрос к детям: Что получилось?
Ответы детей: не очень.
Кладут рядом с остальными комочками.
Воспитатель: Картон сложно смять, потому, что он плотный.
Вывод: Вся бумага мнётся. Чем толще бумага, тем сложнее её смять.
Воспитатель: Переходим к заключительному этапу.
Опыт : 4 (Бумага намокает)
Воспитатель раздаёт детям бумагу (салфетка, тонкая бумага, картон). Ставит на стол подготовленные заранее ёмкости с водой.
Вопрос к детям: Ребята, бумага в воде намокает?
Воспитатель: У нас с вами на столах разная бумага. Мы с вами сейчас посмотрим, какая бумага будет намокать быстрее. Начнём с самой тонкой. Возьмите в руки салфетки и опустите в воду.
Дети: Опускают салфетку в ёмкость с водой.
Вопрос к детям: Что произошло?
Ответы детей: Она быстро намокла
Воспитатель: Верно. Она быстро намокла и порвалась, потому что она очень тонкая.
А теперь давайте возьмём другую, простую бумагу и опустим её в воду.
Дети: Берут бумагу и опускают в воду.
Воспитатель: Посмотрите, она не так быстро намокает, потому, что она плотнее салфетки.
Сейчас давайте картон опустим в воду.
Дети: Картон берут и опускают туда-же в воду.
Воспитатель: Он тоже намокает?
Ответы детей: мнения разделились….
Воспитатель: Картон плотный и поэтому намокать будет дольше. Нужно подождать.
Вывод: Вся бумага намокает, тонкая намокает быстрее чем толстая.
Итог:
Ребята, что мы узнали о бумаге? Давайте подведём итоги и нашей гостье Мане расскажем.
Выводы:
Бумага разная по плотности.
Бумага рвётся (чем плотнее бумага, тем сложнее её рвать).
Бумага мнётся (чем толще бумага, тем сложнее её смять).
Бумага намокает в воде (тонкая бумага намокает быстрее, чем толстая).
Маня: Спасибо ребята. Мне сегодня было очень интересно у вас.
Воспитатель: Маня не расстраивайся больше. Теперь ты знаешь, что книга может легко порваться. Книжка твоя из тонкой и не прочной бумаги. Ещё конечно же ею нужно пользоваться правильно, сидя за столом.
Мы с ребятами хотим подарить тебе новую книгу.
Воспитатель: Показывает книгу из плотного картона.
Посмотри, какие у неё плотные листы, ты сможешь дольше ею пользоваться. Но пользоваться аккуратно, потому, что вся бумага рвётся.
Маня: Спасибо ребята за чудесный подарок! Мне пора возвращаться домой. До свидания!
Дети: До свидания Маня!
Воспитатель: Уносит куклу с книгой.
Проводится ритуал окончания занятия:
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!