Ирина Руднева
Опытно — экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с водой; измеряет глубину снежного покрова на участке, и т. д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Темочки:
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Вот и мы с ребятами из группы «Маленькая страна» решили поэкспериментировать с водой. Прежде, чем приступить к исследованиям, повторили правила поведения в «лаборатории» :
- Не шуметь – этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой.
– Слушать воспитателя.
– Внимательно следить за результатом опыта.
– Закончив наблюдение, сделать вывод.
Играя с водой, ребята провели опыты «Прятки», «Солено-сладко», «Льдинка», «Капельки».
Вода – одно из самых удивительных веществ. Помимо того, что ребята знали о воде, что она течет, ее можно наливать во что-нибудь, ее можно видеть, трогать, они узнали, что вода имеет много других свойств:
-прозрачность,
-нет запаха,
-без вкуса,
-быстрый растворитель,
- вода может принимать жидкое, твердое, газообразное состояние.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
В результате организации детского экспериментирования у детей :
- развивается познавательная активность;
- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (в нашем случае-воде) и их свойствах.
- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.