Татьяна Сергеева
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".
Выполнила воспитатель МБДОУ
Д/С № 237 Сергеева Т. Г.
Уфа
1 Слайд
"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".
Выполнила воспитатель МБДОУ
Д/С № 237 Сергеева Т. Г.
2 Слайд
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
ЦЕЛЬ
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития
3 Слайд
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ:
1. Образовательные задачи
2. Развивающие задачи
3. Воспитательные задачи
4 Слайд
Образовательные задачи
• Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношение с другими объектами и средой обитания
• Совершенствовать способность ставить вопросы и получать на них ответы
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
5 Слайд
Развивающие задачи
• Развивать поисково-познавательную деятельность как интеллектуально-личностное и творческое развитие
• Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь
6 Слайд
Воспитательные задачи
• Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту
• Поддерживать инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру
7 Слайд
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений. В ходе опытной деятельности воспитанник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития воспитанников и их полноценную готовность к обучению в школе.
8 Слайд
Формы работы
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
• специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме
• совместная деятельность педагога с воспитанниками
• свободная самостоятельная деятельность воспитанников
9 Слайд
Структура детского экспериментирования
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
- выдвижение предположений (поиск возможных путей решения)
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
- фиксация результата (подтвердилось - не подтвердилось)
- подведение итогов, формулирование выводов
10 Слайд
Оборудование уголка экспериментирования
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты.
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
• бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.
11 Слайд
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
12 Слайд
Дополнительное оборудование
• Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов
• Таблицы-схемы
• Детский словарь
• Журнал исследований для фиксации результатов опытов
13 Слайд
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность.
14 Слайд
«Кладовая гномика-самоцветика»
В разделе экспериментального уголка созданы все условия для проведения первых опытов и экспериментов. Воспитанники группы с удовольствием создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.
15 Слайд
«Юный почвовед»
В разделе «Юный почвовед» воспитанники становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной.
16 Слайд
«Юный геолог»
В разделе «Юный геолог» большое внимание уделяется экспериментам с камнями. Здесь воспитанники превращаются в настоящих геологов. Они с большим интересом рассматривают коллекции камней и минералов, проводят эксперименты, изучают их свойства и значение в жизни человека.
17 Слайд
«Юный географ»
В разделе «Юный географ» воспитанники учатся ориентироваться по карте и измерять расстояние, изучать глобус, пользоваться компасом.
18 Слайд
«Капелька»
В разделе «Капелька» воспитанники с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.
19 Слайд
«Цветик-семицветик»
В разделе «Цветик-семицветик» воспитанники проводят эксперименты, связанные с растениями.
20 Слайд
В своей работе я использовала только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
– Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только воспитанникам.
– Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
– В-третьих, они практически безопасны.
– В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.
21 Слайд
Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы. Воспитанник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
22 Слайд
Элементарные опыты, эксперименты помогают воспитаннику приобрести новые знания о том или ином предмете, в ходе которых он познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Практика показала, что воспитанники с удовольствием превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
23 Слайд
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности воспитанника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой приобретались знания.
24 Слайд
В процессе экспериментирования у воспитанников формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
25 Слайд
Усваивается все крепко и надолго, когда воспитанник слышит, видит и делает сам.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности".
26 Слайд
Литература рекомендуемая для детского экспериментирования в ДОУ
1. Н. М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес»
2. Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
3. М. Яковлева «Веселые научные опыты для детей и взрослых»
4. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
5. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»
6. Н. В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность»
27-33 Слайд
Фотогалерея
34 Слайд
Свое выступление я хочу закончить словами академика К. А. Тимирязева:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
35 Слайд
Список использованной литературы:
1. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»
2. Г. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»
3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
4. Н. Рыжова «Наш дом природа»
5. А. И. Иванова «Детское экспериментирование – как метод обучения»
6. В. А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»
36 Слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!