Елена Котова
Опытно-исследовательская деятельность «Волшебница вода». Формирование представлений детей о свойствах воды
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт № 1 Дружные капельки.
Цель: формирование представлений детей о воде
Задачи:
• способствовать развитию познавательного интереса дошкольников,
• в ходе опытно - исследовательской деятельности выявить свойства воды
Воспитатель показывает детям два стакана воды.
- Ребята, как вы думаете, что в этих стаканах?
Дети рассматривают стаканы и его содержимое.
Почему вы так решили? (Вода прозрачная, нет запаха, нет вкуса)
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность „Волшебница вода“, Формирование представлений детей о свойствах воды» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
- А как вы думаете, увидим ли мы ключик, если опустим его в стакан с водой?
Почему мы видим ключик? (потому что вода прозрачная)
Воспитатель переливает воду из стакана в стакан.
- Что делает вода? (льется).
А хотите, я вам расскажу одну историю про дружных человечков?
Представьте, что капелька водички – это очень маленький человечек. В стакане воды очень много таких человечков, и когда мы переливаем воду из стакана в стакан, эти человечки крепко держат за руки друг друга, переливаясь из одного стакана в другой.
А вы хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой?
Несколько человек пробуют перелить воду из стакана в стакан, делая вывод, что вода льется.
Педагог наливает в стаканчики воду и предлагает детям попробовать ее на вкус.
- Ребята, есть ли вкус у воды?
Педагог подытоживает, спрашивая у детей, что нового они узнали о воде, почему вода прозрачная? Есть ли вкус у воды?
Вариант: предложить детям для исследования стакан воды и стакан молока.
Как определить прозрачная жидкость в стакане или нет? Что нужно для этого сделать?
Опыт № 2 «Цветная водичка»
Цель: формирование представлений детей о воде
Задачи:
• в ходе опытно-исследовательской деятельности выяснить может ли вода приобретать цвет,
• поддерживать и развивать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитатель приносит поднос, на котором стоят стаканы с водой разного цвета: зеленого, белого, прозрачного, накрытые накидкой.
- Как вы думаете, что у меня спрятано на подносе?
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает отгадать, задавая наводящие вопросы: Чем мы утром умываемся, когда в садик собираемся? Для всех на свете она важна, людей, животных напоит она?
- Правильно это – водичка.
Только почему – то она вся разного цвета.
- Ребята, а какой бывает обычная вода? (Чистая, прозрачная)
- А как вы думаете, что с ней случилось, если она изменила цвет?
От чего вода может изменить цвет?
- А давайте, мы с вами посмотрим, что будет, если в воду добавить зеленую, акварельную краску? А желтую? А красную? Кто мне поможет?
Несколько детей по желанию, добавляют кисточкой краску и делают вывод о том, что вода может менять свой цвет, растворять вещества (например, краску, сахар) становясь в зависимости от краски зеленой, желтой, красной.
Опыт № 3 Как без помощи рук можно достать предметы со дна стакана?
(старшая группа)
Цель: формирование представления детей о свойствах воды.
Задачи: в ходе опытно-исследовательской деятельности выяснить вытолкнет ли вода предметы из воды.
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, посмотрите, в большой банке очень много разных предметов… но они на самом дне. Как же нам их достать, не используя рук?
Выслушав ответы детей воспитатель выливает один стакан воды.
- Что происходит с предметами?
Ответы детей: они поднимаются вместе с водой.
- Так как же нам достать все предметы?
Ответы детей: вливать воду пока банка не заполнится полностью.
Педагог предлагает выполнить эти действия детям.
Когда банка становится полной предметы легко достать, не опуская руки в банку.
- Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей: вода заполняя банку, выталкивает находящиеся внутри нее предметы на поверхность.
Опыт № 4 Волшебные цвета
Цель: формирование представлений детей о свойствах воды.
Задачи: развивать интерес к экспериментированию, опытно-исследовательской деятельности.
В ходе опытно-исследовательской деятельности выяснить изменит ли цвет вода если в нее добавить акварельные краски,
Выяснить какой цвет воды получится, если смешать стакан желтой и стакан синей краски
Воспитатель показывает детям конверт.
- Ребята, нам пришло письмо. А вы хотите узнать, что в нем написано?
Может быть там, что-то важное.
«Здравствуйте, ребята! Нам очень интересно узнать, какого цвета станет вода в стакане, если смешать воду желтого и воду синего цвета. Помогите нам, пожалуйста.
Юные Почемучки.»
- Ну что, ребята, поможем юным Почемучкам?
- А что нам для понадобится для проведения исследования? А как же нам получить стакан с желтой и синей краской?
- Вот у нас и готовы стаканы с желтой и синей краской. Теперь что нам надо сделать? О чем просили нас Почемучки?
Ответы детей: смешать желтую и синюю воду.
Дети самостоятельно аккуратно смешивают желтую и зеленую краску и делают вывод о том, какой цвет получился.
- Вот обрадуются Почемучки! Ребята, расскажите, как вы получили зеленый цвет?
Дети подытоживают, рассказывая о том, что они смешали желтую и синюю воду в стакане и получили зеленую.
Опыт № 5 «Извержение»
Материал: обрезанная пятилитровая бутылка в горлышко которой вставлен одноразовый маленький стакан (модель вулкана с кратером).
Задачи: развитие познавательного интереса, выяснить, как происходит извержение вулкана
- Ребята, предлагаю вам отправится в лабораторию профессора Всезнайкина.
Скажите, ребята, а вы когда- нибудь видели извержение вулкана?
Как происходит извержение?
А вы хотите сделать свое извержение вулкана?
Для этого нам понадобится столовая ложка соды и лимонная кислота.
В «кратер» дети насыпают соду и лимонную кислоту.
- Ребята, посмотрите, вода в стакане у нас прозрачная, а лава какого цвета?
А как и чем можно окрасить воду в стакане?
Ответы детей: можно добавить красной краски в воду.
- Ну что, готовы к нашему извержению вулкана? Выливайте воду в кратер!
- Что происходит?
Ответы детей: извержение вулкана, вода шипит.
Только запомните, ребята, такие эксперименты можно проводить только вместе со взрослым!
- Что нового вы сегодня узнали? Как можно сделать извержение вулкана? Что нам для этого понадобится?
Педагог подводит итог занятия.
Опыт № 6 Приключения Незнайки зимой.
Цель: формирование представлений о свойствах воды: замерзание - таяние
Задачи:
• В ходе опытно-исследовательской деятельности выяснить, из чего состоит снег, можно ли его есть
• Развивать и поддерживать интерес к опытно-исследовательской деятельности
В гости приходит сказочный персонаж – Незнайка.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я нашел на улице!
Какой белый снег! Он такой вкусный, наверное…
- Ребята, а можно ли есть снег! – интересуется воспитатель у детей, - А почему вы так думаете?
Ответы детей: снег холодный, грязный.
- Да--- расстраивается Незнайка.
- Мы покажем тебе, во что превращается белый снег, а ты пока поиграй с детками.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Снег в это время можно убрать на теплое место, чтоб он быстрее растаял
После игры дети вместе Незнайкой смотрят, что стало со снегом.
- Как вы думаете, почему снег растаял? (Потому что в группе тепло)
- Во что превратился снег? (В воду)
Можно ли пить такую воду (Нет она грязная)
А почему нельзя есть снег? (Он тоже грязный, даже если белый, холодный)
- Ну что, Незнайка, запомнил, что снег есть нельзя?
- Напомните ребята еще раз Незнайке, почему нельзя есть снег.
- Спасибо вам ребята, теперь я точно не буду есть снег!
Опыт №7 «Масляная капелька»
Цель: формировать представление о том, что вода выталкивает масло на поверхность.
Задачи:
• Добавить в воду каплю масла, выяснить, что с ней произойдет
• Развивать познавательный интерес детей
- Здравствуйте, ребята! Сегодня, я познакомлю вас с маленькой капелькой, которая всегда плавает сверху.
-А вы хотите ее увидеть?
- Для этого нам понадобятся пипетки, стакан воды, подсолнечное масло.
- Перед вами два блюдца в одном масло, а в другом вода.
Как вы думаете, какая капелька останется на поверхности? Капелька воды или капелька масла?
- А давайте, мы с вами это проверим?
- Ч то происходит с капелькой воды
Ответы детей: она исчезает в воде
-А что с масляной капелькой?
Она осталась на поверхности.