елена котыш
Опытно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
«Фундаментальный факт заключается в том,
что деятельность экспериментирования
пронизывает все сферы детской жизни,
все детские деятельности, в том числе и игровую.
Последняя возникает значительно позже
деятельности экспериментирования»
Н. Н. Поддьяков.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения. Одна из задач данной проблемы – социализация личности ребенка и формирование его активной жизненной позиции, самостоятельного принятия решений в отношениях со сверстниками, окружающими взрослыми. Личностно-ориентированный подход ставит в центр личность ребенка, развитие его природных потенциалов, веру в его творческие силы и отвергает принуждение.
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
Особое внимание уделяется социальному развитию детей, находящихся в социально – реабилитационном центре. Основная задача педагогов – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Часто дети, поступая в центр, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть этот мир помогает педагог, как носитель опыта. В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важных задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). В 1990–е годы профессор Н. Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив опыт работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Недаром пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано внедрение детского экспериментирования в работе с дошкольниками. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она зарождается уже в раннем возрасте, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваивает сенсорные эталоны, простые орудийные действия с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир. С самого рождения детей предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоя-тельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознаком-ление детей с явлениями окружающего мира. Надо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали новые открытия. Задача педагога – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Исследования, проведенные Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.
Опытно-исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процесс, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.
Цель опытно – исследовательской деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, увеличение объема знаний и навыков и умения применять их на практике.
Задачи опытно – исследовательской деятельности:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире;
2. Знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть и т. д.);
3. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
4. Развитие представлений о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость, вода и переход ее в различные состояния, воздух – его давление и сила, почва – состав, влажность, сухость);
5. Развитие умственных способностей – умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
6. Развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимен-тирования;
7. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий;
8. Социально-личностное развитие каждого ребенка – развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Принципы, на которых строится работа с детьми:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - предполагает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка;
2. Принцип научности – предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; со-держание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. Принцип доступности – предполагает построение процесса развития до-школьников на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение задач в совместной деятельности педагога и де-тей и самостоятельной деятельности воспитанников;
5. Принцип активного познания – предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятель-ности, инициативы, творчества;
6. Принцип эмоциональной вовлеченности педагога - только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку;
7. Принцип стимуляции любознательности ребенка – стараться использовать игровые, сюрпризные моменты, которые могут вызвать интерес;
8. Принцип безоценочности – способствует развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, акцентируется внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
Организация работы осуществляется по следующим направлениям:
1. Живая природа – характерные особенности сезонов, растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности;
2. Неживая природа – свойства и признаки веществ, состояния веществ и их переход из одного состояния в другое, круговорот воды в природе;
3. Физические явления – свет, магнетизм, упругость, давление и т. д. ;
4. Человек – особенности строения человеческого тела, назначение органов и систем;
5. Рукотворный мир – предмет и его свойства, качества, назначение, качество материалов, связь между свойствами и качествами материалов.
Содержание опытно – исследовательской деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса:
- специально – организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность.
Формы работы:
- занятия,
- плановые эксперименты,
- дидактические игры,
- беседы,
- наблюдения,
- труд.
Формы организации детей:
- индивидуальная,
- групповая (с подгруппой,
- фронтальная (со всей группой).
Для проведения экспериментов предпочтение отдается подгрупповой форме организации работы.
Эксперименты бывают:
- индивидуальные или групповые
- однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление,
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на:
- демонстрационные
- фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Структура детского экспериментирования (по Н. Н. Поддьякову):
1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте);
2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
4. Выполнения эксперимента;
5. Обсуждение.
Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы. Их можно разделить на три группы:
- методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются: причинно – следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование;
- методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата;
- методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, беседа).
Работа по внедрению детского экспериментирования в деятельность детей требует от педагога демократического стиля общения. Общение с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный характер, побуждает детей к самостоятельному исследованию и активному познанию. Опытно – исследовательская деятельность помогает дошкольникам понять окружающий мир, способствует усвоению знаний. А ознакомление с окружающим миром имеет большое значение в приобщении ребенка к социальной действительности.
Прежде чем давать знания,
надо научить думать, воспринимать.
В. Сухомлинский.