Елена Русакова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь»
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослыми.
Актуальностью сегодняшнего дня является познавательно-исследовательская деятельность, под которой подразумевают активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, способствующая воспитанию активного, любознательного, интеллектуально развитого ребенка.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают труд, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробование разнообразных материалов.
Исследованиями установлено, что старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, окружающий мир, упорядочить свои представления о нём.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Данная проблема нашла отражения в ряде исследований (Д. Б. Горовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность проявляется в виде детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального
исследования – вопросов, которые задают взрослому дети (почему? зачем? как). Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что их интересует буквально всё. Мне понравилось выражение О. М. Дьяченко и Т. В. Лаврентьевой, что широко открытые любопытные глаза ребёнка, как фотоаппарат, который, как бы снимает срез окружающей жизни. И это, действительно так.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что тягу к любознательности детей нельзя «держать про запас». Необходимо тягу к познанию упражнять ежедневно.
Работая по данному направлению мною были поставлены следующие цели:
1. Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, живой природе;
2. Развивать любознательность как основу познавательной активности средствами природы.
3. Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, в процессе разработки детско - взрослого образовательного проекта;
4. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы для развития позитивных детско –родительских отношений, Наполнить реальную жизнь ребенка и родителей богатым содержанием, которое выражается в совместной продуктивной деятельности.
Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что необходимо пересмотреть систему работы и определить для себя конкретные исследовательские задачи, которые помогут мне реализовать поставленные цели:
1. Развивать у детей потребности в новых знаниях о природных объектах;
2. Формировать, познавательные умения : наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, игровой);
3. Расширять представление о взаимосвязи живой и неживой природы, живых организмов между собой;
4. Создать условия для детского экспериментирования (исследовательский уголок);
5. Разработать систему непосредственной образовательно- познавательной деятельности, совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
6. Развивать параллельное взаимодействие в сферах:
-воспитатель – ребёнок,
-ребёнок- ребёнок,
-воспитатель-родитель,
-воспитатель - ребёнок – родитель;
Выстраивать образовательный процесс в группе с учё том следующих принципов:
- развивающего обучения;
- научности;
- целостности;
- систематичности и последовательности;
- индивидуально-личностной ориентации воспитания.
- доступности;
- активного непосредственного обучения;
- результативности.
Ребёнок старшего возраста очень любознателен, часто задаёт вопросы «почему». Ему становятся интересны внутренние связи явлений и, прежде всего, причинно-следственные отношения. Это обусловлено «созреванием» ребёнка, у которого уже к пяти годам речь становится средством общения, средством выражения мыслей и рассуждений.
Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка – это деятельность, направленная на постижение устройства окружающего мира во всём его многообразии. Удовлетворяя свою любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родово-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, намеченных задач, мне потребовалось подготовить себя и родителей в теоретическом плане. Изучив соответствующую методическую литературу я сделала выводы, необходимые для дальнейшей работы в этом направлении.
В своей работе учу детей способами поиска информации и такому методу – «Спроси у другого человека» (родители, бабушки и дедушки, родственники и соседи). Педагогика нацеливает нас на то, чтобы мы научили ребёнка задавать вопросы и воспринимать полученную информацию. Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить.
Методы - узнать из книг, интернета и др. источников я также широко использую. У нас в группе много познавательной литературы. Информацию я зачитываю детям.
Метод «наблюдение, эксперимент, опыт» является основой в нашей работе по сбору информации об объекте, явлении. Проводя наблюдения, мы с детьми отмечали характерные особенности:
- какое строение у дерева?
- какой формы, цвета листья деревьев?
- какова на ощупь и внешний вид кора дерева?
Какие запахи, звуки издают деревья? т. е. стараемся при обследовании задействовать комплекс анализаторов, чтобы получить как можно больше информации об объекте. Полученные наблюдения мы использовали и на познавательных занятиях. Важнейший вид поисковой деятельности детей – экспериментирование. Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я широко использую, это опыты. Мы проводим их как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Опыт – это, по сути, тоже наблюдение, которое проводится в специально подготовленных условиях.
И. П. Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия.
Наблюдение – очень сложный процесс, так как он требует концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. А мы знаем, что у ребёнка шестого года жизни произвольность познавательных процессов ещё формируется.
То есть сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия – зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную. И ещё очень важно, чтобы наблюдения были циклическими, которые позволяют ребёнку чувственным путём приобрести систему конкретных знаний. Многоразовое обращение к объекту формирует устойчивый познавательный интерес к нему. Безусловно, все формы работы с детьми направлены на развитие у них познавательного интереса, любознательности, мы не смогли бы осуществить без развивающей предметной среды.