Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром

Елена Русакова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я научусь»

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослыми.

Актуальностью сегодняшнего дня является познавательно-исследовательская деятельность, под которой подразумевают активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, способствующая воспитанию активного, любознательного, интеллектуально развитого ребенка.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах

В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают труд, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробование разнообразных материалов.

Исследованиями установлено, что старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, окружающий мир, упорядочить свои представления о нём.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Данная проблема нашла отражения в ряде исследований (Д. Б. Горовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность проявляется в виде детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального

исследования – вопросов, которые задают взрослому дети (почему? зачем? как). Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что их интересует буквально всё. Мне понравилось выражение О. М. Дьяченко и Т. В. Лаврентьевой, что широко открытые любопытные глаза ребёнка, как фотоаппарат, который, как бы снимает срез окружающей жизни. И это, действительно так.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что тягу к любознательности детей нельзя «держать про запас». Необходимо тягу к познанию упражнять ежедневно.

Работая по данному направлению мною были поставлены следующие цели:

1. Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, живой природе;

2. Развивать любознательность как основу познавательной активности средствами природы.

3. Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, в процессе разработки детско - взрослого образовательного проекта;

4. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы для развития позитивных детско –родительских отношений, Наполнить реальную жизнь ребенка и родителей богатым содержанием, которое выражается в совместной продуктивной деятельности.

Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что необходимо пересмотреть систему работы и определить для себя конкретные исследовательские задачи, которые помогут мне реализовать поставленные цели:

1. Развивать у детей потребности в новых знаниях о природных объектах;

2. Формировать, познавательные умения : наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, игровой);

3. Расширять представление о взаимосвязи живой и неживой природы, живых организмов между собой;

4. Создать условия для детского экспериментирования (исследовательский уголок);

5. Разработать систему непосредственной образовательно- познавательной деятельности, совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;

6. Развивать параллельное взаимодействие в сферах:

-воспитатель – ребёнок,

-ребёнок- ребёнок,

-воспитатель-родитель,

-воспитатель - ребёнок – родитель;

Выстраивать образовательный процесс в группе с учё том следующих принципов:

- развивающего обучения;

- научности;

- целостности;

- систематичности и последовательности;

- индивидуально-личностной ориентации воспитания.

- доступности;

- активного непосредственного обучения;

- результативности.

Ребёнок старшего возраста очень любознателен, часто задаёт вопросы «почему». Ему становятся интересны внутренние связи явлений и, прежде всего, причинно-следственные отношения. Это обусловлено «созреванием» ребёнка, у которого уже к пяти годам речь становится средством общения, средством выражения мыслей и рассуждений.

Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка – это деятельность, направленная на постижение устройства окружающего мира во всём его многообразии. Удовлетворяя свою любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родово-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Для того, чтобы достичь поставленной цели, намеченных задач, мне потребовалось подготовить себя и родителей в теоретическом плане. Изучив соответствующую методическую литературу я сделала выводы, необходимые для дальнейшей работы в этом направлении.

В своей работе учу детей способами поиска информации и такому методу – «Спроси у другого человека» (родители, бабушки и дедушки, родственники и соседи). Педагогика нацеливает нас на то, чтобы мы научили ребёнка задавать вопросы и воспринимать полученную информацию. Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить.

Методы - узнать из книг, интернета и др. источников я также широко использую. У нас в группе много познавательной литературы. Информацию я зачитываю детям.

Метод «наблюдение, эксперимент, опыт» является основой в нашей работе по сбору информации об объекте, явлении. Проводя наблюдения, мы с детьми отмечали характерные особенности:

- какое строение у дерева?

- какой формы, цвета листья деревьев?

- какова на ощупь и внешний вид кора дерева?

Какие запахи, звуки издают деревья? т. е. стараемся при обследовании задействовать комплекс анализаторов, чтобы получить как можно больше информации об объекте. Полученные наблюдения мы использовали и на познавательных занятиях. Важнейший вид поисковой деятельности детей – экспериментирование. Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я широко использую, это опыты. Мы проводим их как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Опыт – это, по сути, тоже наблюдение, которое проводится в специально подготовленных условиях.

И. П. Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия.

Наблюдение – очень сложный процесс, так как он требует концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. А мы знаем, что у ребёнка шестого года жизни произвольность познавательных процессов ещё формируется.

То есть сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия – зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную. И ещё очень важно, чтобы наблюдения были циклическими, которые позволяют ребёнку чувственным путём приобрести систему конкретных знаний. Многоразовое обращение к объекту формирует устойчивый познавательный интерес к нему. Безусловно, все формы работы с детьми направлены на развитие у них познавательного интереса, любознательности, мы не смогли бы осуществить без развивающей предметной среды.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников «Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» Учитывая тенденцию модернизации дошкольного.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников «Познавательно – исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников» Воспитатель: Безрукова Наталья Васильевна.

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников» Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Мастер-класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города Николаевска» Николаевского муниципального района.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС 1 слайд. Познавательно – исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ 2 слайд.

Познавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельностиПознавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельности «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». По природе своей дети – исследователи, открыть, изучить, исследовать.

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с окружающим «Бытовая техника» Тема:"Техника- Наша помощница" Цель:Уточнить знания детей о различных видах бытовой техники; познакомить с предметами, облегчающими труд.

Протокол «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Протокол №3 от 29.03 2016. года. Тема: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром
Опубликовано: 30 января 2018 в 16:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Елена Русакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД