Наталья Величко
Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на тему:
«Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста»
СЛАЙД 2:
«Что я слышу – забываю, Что я вижу – я помню, Что я делаю – я понимаю»
Конфуций.
Трудно не согласиться с высказыванием Конфуция, ведь ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
А опытно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, ведь
Дети – прирожденные исследователи…
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Опытно-исследовательская деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «как?», «почему?» и «зачем?». Ребёнок стремиться познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование.
СЛАЙД 3:
Многие классики педагогики считают детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности.
Согласно гипотезе советского исследователя - Профессора Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Подъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При осуществлении ребёнком самим практических действий с предметами происходит не только ознакомление с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. А необходимость представления словесного отчёта о результате опыта стимулирует развитие речи.
СЛАЙД 4:
У дошкольников 4-5 лет познавательное развитие становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется, дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Проявляются попытки работать самостоятельно. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты с использованием уже готовых форм. А именно, постепенно вводить простые карточки – символы, мнемосхемы проведения опытов и исследования явлений окружающего мира.
Применение карточек-схем способствуют развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, самостоятельности, гибкости детского мышления.
Их использование предполагает:
• расширение знаний об окружающем мире;
• развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение, взаимодействие различных веществ, при соединении, фильтрация);
• развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, испарение, замерзание воды, звук, плавучесть;
• развитие элементарных представлений из области естествознания: о разнообразии видов и составе почвы, песка;
• развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
• умение читать схематично изображенные действия, планировать свою работу;
• умение отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, развивать находчивость и сообразительность.
• Осуществлять эксперимент, делать выводы.
СЛАЙД 5:
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам и что такое мнемотаблица?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
СЛАЙД 6:
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
СЛАЙД 7:
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы помимо экспериментальной деятельности можно использовать :
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
СЛАЙД 8:
Как применять мнемотехнику в детском саду? Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант.
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
СЛАЙД 9:
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы. Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.
СЛАЙД 10:
Хотелось бы рассказать ещё о важности применения модельных схем в соответствии с возрастом ребенка :
• для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2x2, на 9 клеток (-3x3);
• для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (3x3, на 16 клеток (4x4);
• для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (4x4, на 25 клеток (5x5).
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
СЛАЙД 11:
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание самостоятельно искать новые сведения о мире;
• появляется интерес к экспериментированию и непосредственно к проведению эксперимента;
• возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы;
• развивается речь и словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Применение метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи. Модели помогают направлять исследование, помогают абстрагированию свойств и обобщению отношений. Наглядное моделирование предоставляет широкие возможности для развития интереса к познанию.
При подготовке выступления использовалась следующая литература:
Полянская Т. Б. Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей. – С. -Петербург, 2009.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2008.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет : из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.
Ковинько Л. В. секреты природы – это так интересно. - М. :Линка-пресс 2004.
https://www.mobilmusic.ru/wallpaper.php?id=419333
https://nevseoboi.com.ua/oboi-wallpapers/grafika-3d/page,2,1630-prazdnichnye-i-abstraktnye-fony-87-oboev.html
Автор шаблона к презентации – Коровина Ирина Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9»
г. Сафоново Смоленской области