Дина Шрейдер
Опыт развития зрительно-моторной координации у младших дошкольников с ЗПР, ТНР, интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт развития зрительно-моторной координации
у младших дошкольников с ЗПР, ТНР, нарушениями зрения, интеллектуальной недостаточностью.
Речь пойдёт о развитии зрительно-моторной координации «со стартовой площадки», когда у ребёнка 3 – 5 лет (возраст, в котором чаще всего родители приводят ребёнка к специалисту) по результатам диагностики мы отмечаем низкий – ниже среднего уровень развития зрительно-моторной координации в целом, не только системы «глаз - рука».
Публикация «Опыт развития зрительно-моторной координации у младших дошкольников с ЗПР, ТНР, интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Мы наблюдаем у ребёнка трудности в совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, затруднения в становлении произвольности действий двигательного анализатора. Мяч не ловит, бросает или катит не к взрослому, а в произвольном направлении, пирамидку и матрёшку разбирает с поэтапной организующей помощью, собирает хаотично, может отказаться, внимание рассеянное, непроизвольное, быстро истощается. Движения карандаша не прослеживает, захват предмета неправильный. По лестнице ребёнок может спускаться приставным шагом и держась за руку. Повторить моторную программу, выполнить по подражанию затрудняется. В схеме тела не ориентирован или ориентирован частично.
Вспомним, что зрительно-моторная координация – это процесс. В нём происходит согласование движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Обеспечивает этот процесс преимущественно работа теменно-височно-затылочных отделов головного мозга. Мы с вами помним, что этот процесс – один из многих «пострадавших» в процессе дизонтогенеза у наших детей. И изучаем его, как и формируем, мы только в комплексе с прочими многими.
Чтобы понять, с чего начать работу, давайте посмотрим, из чего зрительно-моторная координация складывается. В ней три компонента: зрительное восприятие, моторика, зрительно-пространственная ориентация. Добавим сюда соматогнозис, а точнее, перцептивную основу схемы тела, без которой «хромает» пространственная ориентация, и получим направления коррекционной работы по формированию и развитию зрительно-моторной координации.
Чтобы помочь ребёнку восполнить недостающие звенья в развитии и подготовить базу для формирования пространственных и временных представлений, дальнейшего овладения графомоторными навыками и прочими важными, результативен нейропсихологический подход, а именно метод замещающего онтогенеза (см. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М. : Генезис, 2008 г. ). Он позволяет последовательно воспроизвести нарушенные этапы развития, начиная с самого раннего.
Поэтому прежде всего учим а) следить за предметом, б) обследовать предмет. Что можно использовать.
Колокольчик, бубенчик, звонок. Я держу колокольчик, а у тебя молоточек, ты ударь по колокольчику, чтобы зазвенел. Здорово! Перемещаю руку с колокольчиком в сторону. Бей! Снова перемещаю. Бей!
Заинтересованный ребёнок каждый раз отыскивает предмет глазами заново. Начинает отслеживать перемещение предмета в пространстве.
Для игр можно использовать фонарик, ловить ладонями луч на ковре, стене.
Верёвочка с игрушкой на конце. Догони. Поймай. Тяни! Мотай! (наматываем верёвку на карандаш)
Кукла из-за ширмы. Где кукла?
«Прятки». Ищем интересную ребёнку игрушку, поставленную (спрятанную) в комнате на виду.
Игрушку, поставленную среди других игрушек, предметов.
Снимаем платок с накрытой игрушки, игры (Кто там)
«Кто пришёл? Кто убежал?»
«Найди, где.» (предметы, интересующие ребёнка, в дальнейшем - по лексической теме) в комнате, на картинках, на иллюстрации.
Вкладыши. В идеале – картинки, накрытые вкладышами. Открой и посмотри, кто там? Спрячь зайку, волк идёт!
Мяч. Незаменимый снаряд, позволяющий и глаголы выучить (кати, бросай, лови, пинай, и соматогнозис формировать, и приучить глаза отслеживать перемещение и действия своих рук и рук партнёра по игре.
Мяч кладём в корзину; бросаем в корзину; бросаем, отойдя от корзины на пару шагов и дальше; катим взрослому, кукле, катим по широкой дорожке, по узкой дорожке; прокатываем в ворота; закатываем в коробку и т. д.
Играем не только на полу, но и на столе. Одной рукой, двумя руками, ногой, сидя, стоя, лёжа на животе.
Обследуем предметы. Трогаем, обводим пальцем, перебираем, прикасаемся не только руками, но и, по возможности, ногами, щекой, нюхаем, пробуем на вкус, смотрим, что внутри, поднимаем, жмём, бросаем, катим, крутим. Предпочитаю использовать на занятиях настоящие овощи, фрукты, крупы, колосья, муку, ветки, листья и прочие окружающие нас предметы, выбранные сперва согласно интересам ребёнка, а потом по лексической теме недели. Обследуем также на ощупь, без участия зрительного анализатора.
Выкладываем визуально-ритмический ряд. Используем любой материал, который можно чередовать. Например, губки. Синяя, теперь красная, теперь какую положим? Синюю. Выложили? Поиграем. Если ребёнок неречевой, используем прежде всего жесты, добавляя эмоциональные восклицания. Например, на синюю – кулак, бах, на красную – пальчик, тук. Бах, тук, бах, тук. Или чередуем кубики и, ставя палец на каждый, повторяем, как зовут куклу: Ма – ша, Ма – ша. Или кукла прыгает по кубикам. Или чередуем, например, большие и маленькие пуговицы и большие со словом «кыш» сбрасываем со стола ударом ладони или щелчком пальцев. А на маленькие показываем пальцем со словом «стой». Игра вариативная, выбор материала и вербального сопровождения зависит от цели занятия, вашей фантазии и возможностей.
«Делай, как я». Если ребёнок дифференцирует цвета, играем. У меня и у него по две карточки в половину листа картона, например, одна красная, вторая жёлтая. Встаю напротив ребёнка. Клади карточки, как я – перед собой на пол. Проверяю: красная напротив красной, желтая напротив жёлтой, между ними может лечь ладошка. Танцуем! Правая нога – на красную «топ». Назад «топ». Левая на жёлтую «топ» - назад «топ». Все движения делаем сопряжённо в зеркальном отражении. Усложнение: топ на красную, топ на жёлтую, хлоп, прыг на месте (вперёд/назад). И повторяем.
Варианты игры зависят от поставленных задач. Добавляем движения, слова, стороны тела (правая нога, левая нога, музыку. Добавляем карточки с цветами, называем только цвет, только ногу и т. д.
Развиваем моторику.
Лучший тренажёр – домашние дела. Всё, что ребёнок может сделать самостоятельно и с помощью взрослых. Поэтому «на дом» задаём: учиться снимать одежду, надевать одежду (понятно, в нужной конкретному ребёнку последовательности, вешать / класть на место вещи, игрушки. Накрывать на стол, убирать со стола, класть бельё в машинку, подавать / прикреплять прищепки, рвать и класть в миску салат, вытирать ложки, приносить нужное и прочее, прочее, прочее.
Дорожки.
Позволяют отрабатывать все направления развития зрительно-моторной координации за счёт развития крупной и мелкой моторики, действий по подражанию и образцу, разной фактуры, высоты и направления движения.
Пройди по дорожке (по красной, по длинной, по узкой); проползи по дорожке. Пройди по подушкам (наступай на каждую двумя ногами; одна подушка - одна нога; только по красным; прыгай с подушки на подушку; прыгай на подушке – шагай; обходи подушки). Иди – шагай на месте – стой. Иди как я. Шагаем вместе (сопряжённо). Иди вперёд / назад.
Мини-эстафеты. Пройди по ребристой дорожке, потом спрыгни с «пенька», подними мяч и брось мяч в корзину. Проползи по дорожке, пролезь под дугой, перепрыгни «ручеёк». Выкладываем дорожки разной высоты, ширины, фактуры, цвета. Предлагаем разные виды движений. Играем сопряжённо, по подражанию, образцу, словесной инструкции.
Балансиры и балансировочные подушки. В интернете масса упражнений для любого уровня развития.
Игры с фитболом (прыгаем, раскачиваемся, бросаем, ловим).
Сенсорные коробки.
«Найди игрушку». Для этой игры уместнее взять песок, землю. Поскольку фасоль, рис, гречка привлекательны сами по себе или наоборот, могут быть неприятны ребёнку. В земле, песке можно искать игрушку лопаткой, палочкой, ложкой.
«Найди на ощупь».
«Пересыпания». Игры из арсенала Марии Монтессори только приветствуются. Пересыпаем горох, гречку, фасоль, рис, песок. После переходим к воде. Перелей. Лей. Моем игрушки, льём воду на детскую мельницу по словесному сигналу. Задействуем в работе несколько модальностей. Это позволяет развивать координацию не только зрения и руки, но и слуха.
Игры с бумагой. Бумагу рвём (Инструкция «рви», бумагу мнём («мни», получившийся ком бросаем в корзину.
Пластилин и тесто.
Конструируем.
Идеальный тренажёр. Можно сказать «дай кубик» и закрепить название формы, «дай красный кубик» и уточнить название цвета и соотнесение, «дай такой же кубик» и научить сопоставлять, развивая мышление. Или предложить «построй как у меня» и решить сразу несколько развивающих задач, в том числе на восприятие сенсорных эталонов, зрительное восприятие и моторную координацию. Строим рука в руку. Строим сопряжённо. Строим по очереди, по образцу, по словесной инструкции.
Рисуем.
Начинаем с рисования на вертикали, магнитно-маркерной доске, стене, на которой можно рисовать мелом. На первых занятиях даю насладиться ощущением движения руки с маркером по гладкой поверхности. Движения размашистые, от плеча, круговые, по всей поверхности доски.
Рисуем тучу, паровоз едет (под песенку «Чух-чух паровозик», птица летит.
А после вытираем. Важно: рисуем по очереди. Стоп. Теперь Дина. Стоп, теперь Миша. И вытираем по очереди или вместе. Вытерли, салфетку скомкали, куда выбросили? Туда.
Потом надуваем шарики, ловим шарики, рисуем шарики. И хвостики.
Бросаем мячи, ловим мячи, рисуем мячи.
Если ребёнок уже интересуется своим отражением, рисуем лицо прямо на зеркале, сперва обводим его лицо – лицо. И рисуем круг – лицо. И так далее. В дальнейшем переходим на доску.
Рисуем, как скачет лягушка: наверх (поднимаясь на носочках, тянемся всем телом) – вниз (приседаем, опускаясь за рукой). Как скачет зайчик.
Рисуем на обоях, раскатанных на полу.
Рисуем дорожку для героев, например, для зайчика дорожку к морковке. Ориентиры берём крупные, яркие, ставим так, чтобы оба ориентира умещались в поле зрения ребёнка и проводим линию от одного к другому. Сначала взрослый, потом ребёнок. После ориентиры будут меняться, расстояние между ними увеличиваться. Дорожку непременно обыгрываем, зайчик прыгает к морковке. Меняем маркеры на пальцы и краску, берём губку и краску, большие малярные кисти и яркие карандаши. Надеваем бахилы на ноги, капаем краску и рисуем дорожку ногами. Можно взять палочку (тонкую, но не острую, положить бумагу на мягкую ткань, ковёр и протыкать дорожку.
Рисуем домик (круг) для зайца, обводя игрушку. Тарелку для овощей. Используем в качестве трафарета тарелку, вырезанный из картона круг.
Если ребёнку понравилось играть с красками и их фактурой, даём возможность насладиться.
Рисуем попеременно то на доске, то на обоях, то на куске обоев на столе.
Учимся видеть границы листа. Рисуем, как машинка едет. Би-би! Стоп, сюда нельзя. Тут лист закончился. Едем дальше.
Ищем в пространстве необходимые для рисования предметы. Ставим в стакан, кладём в коробку, несём на место.
Игры включаю в каждое занятие.
Главное правило - ребёнку (и вам) должно быть интересно.