Ирина Резник
Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика
отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных
способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать
Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» июнь 2019
рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за
ребятами на занятиях.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Поэтому в младшем дошкольном возрасте очень важно развивать мелкую моторику у детей.
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционного оборудования.
Задачи:
• Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков, координации движений;
• Развитие умения выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением;
• Стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
• Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
• Развитие зрительного и слухового восприятия.
• Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Прогнозируемый результат:
• Развитие мелкой моторики, совершенствование координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста.
• Формирование речевых навыков.
• Интеллектуальное развитие детей;
• Пополнение предметно-развивающей среды;
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Игры с природным материалом
Игры с грецкими орехами, шишками, каштанами, желудями
Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
«Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать!»
Рисование по манке или песку
Тонким равномерным слоем рассыпаем по подносу любую мелкую крупу (песок). Проводим пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем позволим малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т. д.)
Рисование крупой с помощью трафарета
Рисование фасолью по готовому узору
Выкладывание узора из природного материала
по образцу или по замыслу
Игры с природным материалом
«Золушка»
«Прячем ручки»
«Пересыпание крупы»
«Разложи по тарелочкам»
«Найди игрушку»
Пересыпание различных материалов с помощью
ложки или вилки
Различные игры на заполнение разных ёмкостей природным материалом
«Кто быстрее?»
Заполнение ёмкостей природным материалом на скорость
«Волшебные домики».
Педагог предлагает ребёнку поместить ребёнку поместить всех жителей по их "домам" - баночкам. Ребёнок самостоятельно наполняет баночки фасолью
Игры с решётками
«Нарисуй ленточками»
«Повесь платочки»
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог.
"Мы едем на лыжах,
мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
Игры с платочками
Дидактическая игра: «Кто быстрее спрячет»
Ход игры: Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек)
так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Игры - шнуровки
Нанизывание макарон, бусин, пуговиц, разрезанных трубочек для коктейля
Игры с бельевой прищепкой.
Бельевой прищепкой поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:
“Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”
Игры с пуговицами.
Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков.
Игры с ковриками
«Ходит Ёжик по тропинке
За грибами без корзинки,
А зачем ему корзинка,
Если вся в иголках спинка?»
Игры со счетными палочками
Игры с мягкими бигуди
Игры с нитками и верёвками
Наматывание нитки на катушку
Наматывание верёвки на палочку
Наматывание шнура на руку
Игры с крутящимися волчками
«Волчок-волчок, круглый бочек
Встань-ка ты на ножку,
Покрутись немножко!»
Игры с резинками для волос
Игра «Разноцветные колечки»
Игры с карандашами
«Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен».
Игры с мячиками
«Мячик-ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем»
В группе была оформлена наглядная информация для родителей:
«Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры»
«Играем с пальчиками – развиваем речь»
«Значение пальчиковых игр для развития ребенка»
«Игры с природным материалом для развития мелкой моторики»
Вывод:
Целенаправленная систематическая работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования у детей младшего дошкольного возраста вызывает большой интерес; способствует развитию интеллектуальных способностей; формированию познавательной активности и творческого воображения.