Марина Батова
Нестандартное дидактическое пособие «Крышкоград» для развития сенсомоторики младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами в своих дальнейших публикациях наработками по развитию сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста. Это нетрадиционные дидактические пособия из разнообразных материалов и предметов. Все пособия необычны, привлекательны, безопасны, оригинальны, просты в изготовлении и использовании.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Игры из пластиковых крышечек
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Одноразовая посуда
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2018
Все эти игровые дидактические пособия направлены на решение важной цели: развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста.
Ведь игра – основной вид детской деятельности. А дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, т. к. она позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии сенсомоторики у дошкольников.
С помощь дидактических пособий можно решить следующие задачи:
- создать интересную предметно-развивающую среду;
- сформировать у детей сенсорные эталоны;
- развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы;
- развивать мелкую моторику;
- обучать детей способам обследования предметов.
Игровые дидактические пособия можно использовать в течение всего учебного года, органично включая их в тематическое планирование совместной деятельности взрослого с детьми в режимных моментах, например, в такие темы как «Транспорт», «Зима», «Новый год», «Насекомые», «Весна» и другие.
К концу года, используя систематически эти дидактические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возраста, вы непременно добьетесь следующих результатов:
- у детей будут сформированы представления о сенсорных эталонах (основных цветах и их оттенках, геометрических фигурах, отношениях по величине);
- развита мелкая моторика рук;
- сформирован интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Я убедилась в этом на собственном опыте, работая над этой темой с детьми второй младшей группы. Это было очень увлекательно, познавательно и интересно!
В сегодняшней публикации я представляю вам нестандартное дидактическое пособие «Крышкоград», в котором собраны разнообразные игры с использованием крышек от пластиковых бутылок.
«Бабочки»
Задачи:
- учить подбирать вкладыши округлой формы в соответствии с размером и цветом;
- упражнять в сопоставлении и обобщении предметов по форме и цвету;
- обращать внимание на различие предметов по величине;
- разъяснять значение слов «большой» и «маленький», вводить их в активный словарь;
- воспитывать усидчивость при выполнении работы.
Оборудование: вырезанные из мягкого пластика бабочки разных цветов, пластиковые пробки разного цвета и размера.
На крыльях бабочек вырезаны круглые отверстия. На больших крыльях – большие, на маленьких – маленькие. Задача детей – подобрать правильно по цвету и размеру пластиковые пробки.
«Разноцветный зонтик»
Задачи:
- учить подбирать пластиковые крышки по цвету и размеру;
- развивать эстетический вкус;
- воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: цветные пластиковые крышки разного размера, вырезанные из мягкого пластика зонтики с круглыми отверстиями разной величины.
Задача детей: подобрать крышки по цвету и размеру отверстия; подобрать крышки такого же размера, а цвет по желанию.
«Украсим елочку»
Задачи:
- закреплять знания о цвете;
- упражнять в пространственной ориентировке;
- развивать мелкую моторику.
Оборудование: цветные крышки от пластиковых бутылок, вырезанные из мягкого пластика елочки с круглыми отверстиями разной величины.
Воспитатель дает ребенку вырезанное изображение елочки.
Праздник приближается,
Елка наряжается
Бусами, шарами –
Полюбуйтесь сами.
Дети накладывают на отверстия крышки-шарики такой же величины, цвет по желанию или по заданию воспитателя. По окончании работы называют цвет каждого шара.
«Снеговик»
Задачи:
- учить подбирать пластиковые крышки по цвету и размеру;
- развивать эстетический вкус;
- воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: цветные пластиковые крышки, вырезанный из мягкого пластика снеговик.
Содержание игры: подобрать крышки по размеру отверстий, цвет по желанию, по заданию.
Методические рекомендации. Воспитатель дает каждому ребенку снеговика.
Мы слепили из снежка
Три чудесных колобка.
Три чудесных колобка,
А потом снеговика.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Ну а пуговки какие,
Все они совсем цветные!
Дети накладывают на отверстия крышки такого же размера, цвет выбирают по желанию или по заданию воспитателя. По окончании называют цвет и размер изображения.
«Ягодка»
Задачи:
- учить подбирать пластиковые крышки по цвету и размеру;
- упражнять в пространственной ориентировке;
- воспитывать усидчивость при выполнении работы.
Оборудование: вырезанная из мягкого пластика корзина с отверстиями для «ягод» разного размера, цветные пластмассовые крышки разного размера и цвета.
Задача детей – подобрать крышки по размеру отверстия и цвету по желанию или по заданию.
Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами»
Вот корзина – так корзина!
Дети изображают удивление, разводят руки в стороны.
В ней крыжовник,
Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руке.
В ней малина
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника!
К нам ты в гости приходи-ка!
Делают приглашающий жест.
Ягод, что найдем мы в ней,
Поочередно ритмично ударяют кулаком о кулак и ладонью о ладонь.
Нет полезней и вкусней!
С. Васильева
«Без колес не поедет паровоз»
Задачи:
- закреплять знания о цвете;
- активизировать словарь;
- развивать мелкую моторику.
Оборудование: вырезанные из мягкого пластика паровоз и вагоны без колес, цветные крышки от пластиковых бутылок.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(паровоз)
Воспитатель предлагает отправиться путешествовать на поезде. Дети становятся друг за другом и идут за воспитателем по кругу.
Вот поезд наш едет, колоса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
«Ту-ту-ту, ту-ту-ту», - зовет паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез!
Пройдя два круга, все останавливаются.
Посмотрите сюда, тут случилась беда!
Паровоз стоит. «Помогите! – говорит,-
Я по рельсам бежал и колеса растерял».
Дети садятся на свои места и выполняют задания: подбирают к каждому паровозу и вагону колеса такого же цвета, подбирают к каждому паровозу и вагону колеса разного цвета.
«Мухомор»
Задачи:
- учить подбирать пластиковые крышки по цвету изображения;
- развивать мелкую моторику;
- упражнять в раскручивании и закручивании пластиковой крышки.
Оборудование: пластиковая баночка с крышками белого цвета внутри, вырезанный из мягкого пластика гриб с отверстиями разного размера на шляпке.
Содержание игры: открутить крышку на баночке, достать крышки и наложить на отверстия на шляпке гриба, затем собрать в баночку и закрутить крышку.
Методические рекомендации.
Воспитатель дает каждому ребенку плоскостное изображение гриба.
Мы шли-шли-шли,
Мухомор нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Точки мы идем искать.
Воспитатель дает детям коробочки с крышками. Дети достают крышки, открыв коробочки, накладывают крышки на отверстия на шляпке гриба.
«Спрячь крышку в домике»
Задачи:
- учить подбирать пластиковые крышки в соответствии с цветом и размером,
- развивать зрительное внимание.
Оборудование: коробка с отверстиями и изображениями домиков красного, синего, желтого и зеленого цвета; внутри коробка поделена на четыре сектора с помощью перегородок; крышки таких же цветов двух размеров; чудесный мешочек или тарелочки, поднос.
Содержание игры. Дети раскладывают крышки в домики по цвету и размеру.
Методические рекомендации. Участвуют три-четыре ребенка. Воспитатель показывает коробку с нарисованными домиками и чудесный мешочек. Дети достают из мешочка крышки. Взрослый спрашивает цвет крышки и предлагает найти такой же домик. Обращает внимание на величину окошка. Игра продолжается до тех пор, пока дети не разложат крышки в домики.
«Собери гусеницу»
Задачи:
- закреплять представление детей о четырех основных цветах, умение выделять цвета;
- развивать мелкую моторику пальцев.
Оборудование: крышечка с нарисованной мордочкой, к которой прикреплен шнурок, крышки разных цветов с отверстиями, картинка с нарисованной гусеницей.
Содержание игры: нанизать на шнурок крышки в соответствии с цветом головки гусеницы.
Методические рекомендации
Воспитатель показывает детям картинку с изображением гусеницы и спрашивает: «Кто это?» Дети узнают гусеницу. Воспитатель раздает им крышечки с нарисованной мордочкой гусеницы, к которым прикреплены шнурки для нанизывания, и цветные крышечки с заранее проделанными в них отверстиями. Дети подбирают крышечки того же цвета, что и первая, и нанизывают их на шнурок, образуя «туловище» гусеницы.
«Собери осьминога»
Задачи:
- закреплять представление детей о цветах спектра, выделять цвета;
- развивать мелкую моторику пальцев.
Оборудование: крышечки разных цветов с мордочкой осьминога и четырьмя прикрепленным шнурками того же цвета; разноцветные крышки с проделанными отверстиями.
Содержание игры: нанизать крышки определенного цвета на шнурки.
Методические рекомендации.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение мордочки осьминога и определить, кто это. Затем дети под руководством воспитателя отбирают крышечки, соответствующие имеющейся у них «мордочке», и нанизывают их на шнурки, собирая «щупальца осьминога». В конце работы воспитатель закрепляет концы «щупалец», чтобы они не рассыпались.
Желаю приятного просмотра! Благодарю всех за отзывы и комментарии! До следующих встреч!