Елена Хайрнасова
Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является речевое развитие.
Слайд 2
Хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности. Чем содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Работая с детьми, я увидела, что многие дети испытывают трудности в произношении сложных слов, мало используют разные части речи в общении как со взрослыми, так и друг с другом. Не все дети могут определить место звука в слове. Некоторые дети не могут пересказать небольшой текст.
Все эти навыки и умения необходимы ребенку при обучении в школе, поэтому я считаю, что мой опыт работы актуален.
Слайд 3
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Слайд 4
В своей работе я ставлю задачи, которые вы видите на экране, каждая из них требует большой работы, так при обучении элементам грамоты необходимо научить детей делить слова на слоги, определять позицию звука в слове, познакомить со звуками и буквами.
- обучать элементам грамоты;
- обогащать пассивный и активный словарь
- совершенствовать фонематический слух;
- развивать грамматический строй речи;
- побуждать интерес к слову.
Слайд 5
Свою работу начала с изучения и анализа соответствующей литературы, которая представлена на слайде.
Слайд 6
Одним из этапов моей работы стал проект «Играем в слова», который был реализован в подготовительной к школе группе, компенсирующей направленности.
Слайд 7
Для успешной реализации проекта были задействованы педагог дополнительного образования, учитель-логопед.
Слайд 8
Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал значимость игры для детского развития. Он говорил, что в игре дитя живет и следы этой жизни остаются в нем.
Все мы знаем, что игра основной вид деятельности детей. И поэтому следующим этапом моей работы стало изготовление различных дидактических игр, наглядных пособий. Так же подбор готовых игр.
Слайд 9
Особый интерес у детей вызвали такие игры как «Составь букву», где дети из различных материалов составляли буквы.
Слайд 10
В игре «Буквы перемешались», детям предлагалось найти заданную букву и раскрасить ее.
Слайд 11
Большой популярностью у детей пользовалось наглядное пособие «Волшебный паровозик», цель этого пособия – закрепить у детей умение делить слова на слоги. Так в вагончик с одним окошечком помещаются предметы, в названиях которых один слог, соответственно в вагончик с двумя окошечками, помещаются предметы, в которых два слога и т. д.
Слайд 12
Вся моя работа строилась по принципу от простого к сложному, поэтому к концу учебного года, дети с огромным удовольствием разгадывали кроссворды и ребусы.
Слайд 13
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, поэтому к своей работе я активно привлекаю родителей.
Прежде всего я познакомила родителей с целью своего проекта. Провела консультацию на тему «Развитие фонематического слуха», где родителям было предложено поиграть в такие игры как: «Посели слово», «Отними звук» и другие. Когда была предложена игра «Угадай - ка», где нужно было узнать, какое слово получится из первых звуков названий картинок, многие из родителей затруднялись при выполнении данного задания. Интересно прошла консультация «Дидактическая игра, как одно из средств развитья речи», где мы с родителями сначала поиграли в дидактические игры, а затем им были предложены памятки с описанием этих игр. Я уверена, что эти игры многие родители используют в повседневной жизни.
Слайд 14
Итоги наблюдений, осуществленных при реализации проекта, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы. А именно речь у детей стала более эмоционально окрашена. Активный и пассивный словарь стал богаче, дети используют в речи не только простые, но и распространённые предложения. У детей появился интерес к знакомству с буквами. Стали быстрее запоминать не только стихотворные, но и прозаические тексты. Выросла активность родителей во взаимодействии с педагогами детского сада.
Слайд 15
Все это подтверждают результаты диагностики. А именно при определении позиции звука в слове на начало года могли справиться всего 6%, затруднялось 50% и не справилось 45%. Но уже на конец года низкого уровня выявлено не было, а у большинства детей результаты оказались на высоком уровне 78%, средний уровень показали 22 %.
Слайд 16
При делении слов на слоги, если на начало года низкий уровень показало 56% детей. То уже к концу года результаты заметно поменялись, 89% детей научились делить слова на слоги.
Слайд 17
При подготовке руки к письму, так же просматривается положительная динамика, вы видите, что на конец года 70% детей успешно справляются с заданием.
Слайд 18
Обратите внимание на результаты диагностики «умение разгадывать ребусы», на начало года высокого уровня выявлено не было. Но уже к концу года высокий уровень составил 73 %.
Слайд 19
Обобщая свой опыт, я хочу привести в пример слова, грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилием педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается.