Елена Осипова
Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В течении многих лет я работаю над проблемой «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей». Работу по использованию малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста я веду, опираясь на возраст, перспективный план. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша для развития речевых навыков. Поэтому, я как можно шире использую его в воспитании детей. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я знаю уровень развития своих воспитанников и преподношу произведения согласно этому уровню, не занимая возможности детского восприятия.
В связи с этим больше использую словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с малыми фольклорными формами. Я подобрала в группе настольно-печатные игры, книги, наглядные материалы, помогающий закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книжки-раскладушки, книжки-картинки, здесь же поместила фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.
Малые фольклорные формы (песни, потешки, приговоры, попевки) являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить : с самого раннего детства вслушиваясь в слова потешек малыш играет в ладушки, припевает, приплясывает. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт ребёнка со взрослым, пробудить чувство симпатии друг к другу. Но это не значит, что потешки нужны и важны лишь в раннем детстве, их любят и дети дошкольного возраста. С их помощью можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, укладыванию.
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой Саше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
При расчесывании:
Расти коса до пояса
Не вороши ни волоса.
Расти косынька до пят,
Все волосёнки в ряд,
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся.
При укладывании:
Ах ты котенька – коток
Котя – серенький хвосток
Приди котик ночевать
Нашу деточку качать.
Уже как я ль тебе коту
За работу заплачу,
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ежедневно дети приносят новые, любимые им игрушки. Я обращаю внимание на них с помощью потешек:
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка
Зубки остренькие Шерстка пестренькая.
Или:
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает
Золотой уздой потряхивает.
А камушки-то бряк-бряк-бряк
Золотые они звяк-звяк-звяк.
Образность языка позволяет донести до сознания ребёнка в лаконичной форме большое смысловое содержание, даёт возможность ребят с животными, которых они видели только на картинке.
Зайчишка -трусишка
По полю бежал,
В огород забежал
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит грызёт.
Или:
Ты коровушка, ступай,
В чисто поле погуляй
А вернёшься вечерком
Нас напоют молочком.
Во время наблюдений на прогулке потешки помогают сформировать у ребёнка чувства любви к родной природе, ощутить себя частью её.
Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По камешкам скачут.
Увидев радугу, дети восклицают:
Радуга – радуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка – колоколнышка!
Во время дождя припевают:
Дождик, дождик, пуще!
Дадим тебе гущи
Хлеба каравай, хоть весь день поливай.
После дождя на небе появляется радуга, я обращаю внимание детей к ней с помощью потешки:
Ах ты, радуга – радуга,
Ты высока и туча!
Не дай дождичка,
Дай нам вёдрышка.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Весной начинаются работы на огороде, мы с детьми активно включаемся в этот процесс.
Сажая овощные культуры, я говорю огородные приговорки, тем самым работа становиться для детей интересней, они на протяжении всего времени роста овощей ухаживают за ними (поливают, рыхлят землю).
Матушка – репка,
Уродись крепка
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
Или:
Капуста – виласта,
Не будь голенаста, будь пудаста.
Или:
Сей, сей, горох!
Посевай горох,
Уродись горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем:
И сам тридесят-
Для всех ребят.
Большую часть времени в детском саду дети играют, я отвожу большую роль потешкам в игре. Они делают игру более содержательной, эмоционально – насыщенной, у детей обогащается словарный запас, развивается связная речь.
-Ладушки, ладушки!
Где были?
-У бабушки!
-Что ели?
-Кашку!
Что пили?
Брашку!
Или:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька – кот,
Разобьёт весь хоровод.
Дети моей группы очень подвижные, они любят заниматься утренней гимнастикой, физическими упражнениями. Чтобы это желание у детей не угасло, я использую малые фольклорные формы.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ!
Топ, топ, топ, топ, топ!
Или:
-Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
-Что вы ручки делали?
Мы грибочки собирали.
-А вы глазки помогали?
Мы искали, да смотрели
Все пенёчки оглядели!
Работая с детьми много лет, наблюдая за их взаимоотношения, я пришла к выводу, что благодаря потешкам мы воспитываем в детях чувство товарищества, уважение друг к другу, учат быть внимательными, заботливыми не только к своим товарищам, но и к окружающим.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке съесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.
Яркими, запоминающимися становятся развлечения, в которых дети исполняют произведения устного народного творчества, доносятся до зрителей образ своих персонажей, включая жесты, мимику, соответствующие движения.
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки – красавицы
Смотрят, и смеются:
-Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!
Или:
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок и т. д.
Как показывал опыт работы, малые формы детского фольклора являются эффективными дидактическим средством в усвоении детьми основ формирование элементарных математических представлений, в развитии речи и в общем развитии детей. Например, по математике загадка служит, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, величина и т. д.)
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать (стул).
В этом примере я использую загадку для знакомства детей с числом и цифрой 4. Во-вторых, загадка применяется мной для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, о временных представлениях.
1) Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
2) Пять братьев годами равны, а ростом разные (пальцы).
3) Братьев этих ровно семь
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом.
Прощается последний-появляется передний (дни недели).
Пословицы и поговорки я также включаю в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, закрепления количественных представлений. Например, при знакомстве с цифрой 7: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Семеро одного не ждут», «Семь пятниц на неделе».
При знакомстве детей старшей группы с пословицами и поговорками я столкнулась с определенными трудностями. Дети не могли отличить пословицу от поговорки, путали их, спрашивали: «А что такое пословица?». Не все дети могли объяснить значение пословиц, поэтому я предложила детям проиллюстрировать пословицу. Умение передавать художественный образ в рисунке помогло расширить возможность выражения его в слове. Рассказы детей по пословице стали более выразительными и разнообразными. Стало очевидно: скрытый смысл пословиц становятся для детей ясен, когда есть налицо иллюстрирующие их факты. Благодаря пословицам, дети стали открывать для себя некоторые правила поведения, с их помощью выражали поощрение, порицание. Приведу такой пример: дети в группе играют, рассматривают книги, а Коля с Антоном, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Я говорю: «От скуки бери дело в руки» и даю им поручение (полить растения, дети охотно приступили к делу. А после завершения работы похвалила детей и спросила, почему так говориться. Таким образом, я помогла детям осмыслить пословицу и результат своего труда.
Интересно проходят игры - занятия по подготовке и освоению грамоты в выпускной группе с использованием пословиц (формы и методы всегда разные). Например, игра-соревнование между девочками и мальчиками «Кто больше назовёт пословиц», дидактическая игра «Продолжи пословицу» (за воспитателем, за другим ребёнком). Далее занятия усложняются. Детям раздаются картинки, по которым они называют подходящую пословицу. Также предлагается детям подобрать пословицу по теме : о честности, храбрости, матери и т. д.
Пословицы
-В темноте, да не в обиде.
-Глаза бояться, а руки делают.
-Друзья познаются в беде.
-За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
-Кончил дело – гуляй смело.
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Ученье свет, а не ученье тьма.
-При солнышке тепло, при матери-добро.
Используя в работе данные методы и приемы, я заметила, как дети начинают правильно употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.
Еже один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая выстроена затрудненным для произнесения образом. Занимательно проходят игры-занятия с использованием скороговорок. Приемы здесь разнообразны: повторение скороговорки «по заявкам детей» (роль ведущего выполняют разные дети); повторения и проговаривание скороговорки частями по рядам: первый ряд произносит: «Из-за леса, из-за гор…», второй ряд продолжает … «едет дедушка Егор». Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям, подгруппами. Первая подгруппа – «Расскажите про покупки», вторая – «Про какие про покупки?» Все вместе – «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!». Эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.
Скороговорки часто использую и для закрепления знаний детей о числах и цифрах первого десятка.
-В один клин, Клим, колоти.
-Возле грядки-две лопатки,
Возле кадки-два ведра.
Или:
Три сороки - три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три - еще позавчера.
-У четырех черепашат по четыре черепашонка.
-Шесть мышат в камыше шуршат.
Дети, проговорив скороговорку, называют в тексте слово, связанное с данным числом, показывают соответствующую карточку с цифрой, называют соседей числа (последующих и предыдущих).
Большие возможности представляет в работе с детьми считалка.
Я предлагаю детям провести соревнование «Кто больше произнесет считалок», которое способствует не только развитию речи, но и памяти: дети запоминают большой объем считалок, овладевают элементами артистизма. Благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу распределения ролей в игре. Регулировать игровую деятельность помогает такая форма малого фольклора, как дразнилки.
С помощью них в необидной игровой форме высмеиваются детские недостатки и проступки: ябедничество, плаксивость, хвастовство, жадность. Например, «Жадина-говядина, солёный огурец, по полу валяется, никто его не ест» или «Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!». Дразнилка безотказно действует на жадину, плаксу, ябеду, хвастуна, чем любая нотация взрослого.
Опыт показывает, что для всестороннего развития ребёнка – особое значение приобретают игры – забавы. Я стараюсь вводить в игры хорошо знакомые детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение) помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. Особой популярностью у детей моей группы пользуется театрализованная деятельность (игры – драматизации, концерты, праздники) так как именно здесь мной широко используются малые формы фольклора.
В дальнейшей своей работе планирую с детьми старшего дошкольного возраста организовывать тематические концерты для малышей. Привлекать детей к составлению программы распределению ролей, проведению репетиций. Программа такого концерта может включать чтение наизусть известных потешек с использованием наглядного материала (игрушек, картинок, предметов); пересказ известной сказки; игру- драматизацию или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т. д. Такая работа с детьми, я думаю, поможет решить многие задачи умственного, нравственного и эстетического воспитание, активизирует речь детей.
Диагностика освоения детьми малых форм показывает, что в младшем дошкольном возрасте дети только воспринимали текст потешки, эмоционально реагировали на нее, участвовали в инсценировке хорошо знакомой сказки. В старшем возрасте уровень детей намного вырос. Дети правильно определяют значение слов по функции предмета («лес-туда ходят за грибами, ягодами», правильно поясняют значение пословиц и могут придумать по ней рассказ, отгадывают загадки и доказывают правильность своего ответа, учувствуют как в музыкально-познавательных, так и в народных праздниках.
Целенаправленность и систематическое использование произведений фольклора в детском саду, позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития.
Радостно ощущать, что эта форма общения и воспитания не теряет своей актуальности в наши дни, она интересна и увлекательна для детей.