Анастасия Гришина
Консультация «Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Публикация «Консультация „Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы : пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.
Сказка - средство речевого развития и воспитания детей разных возрастов, она развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры. Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому необходимо подобрать потешки, которые помогли успокоить ребенка, помочь установить контакт воспитателя с ребенком, вызывали у него положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, используются такие потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Создается положительный эмоциональный настрой у ребенка.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Укладывая детей спать в тихий час, старайтесь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:
Также потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуйте их пробуждение ласковой пестушкой.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Укладывая детей спать в тихий час, старайтесь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:
Также потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуйте их пробуждение ласковой пестушкой.
Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.
Вот они сапожки,
Этот - с правой ножки…
Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, сопровождайте их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.
Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используйте народные песенки – потешки: «Ладушки», «Сорока», «Идет коза» и др. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Используя малые фольклорные формы, как средство развития речи детей раннего возраста, происходит овладение лексикой родного языка, звуковой культурой речи, проявляется речевое творчество, обогащается словарный запас ребенка.