Кайтаз Татьяна Викторовна
Опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это важный период в жизни человек. Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой. Музыка воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Знакомясь с новыми детьми, я использую следующие приё мы:
Публикация «Опыт работы на тему „Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
беру небольшую игрушку и прошу поговорить с ней, назвать своё имя, рассказать немного о себе, ответить на вопрос, например: «Какой мультфильм тебе нравится?». Подобный приём помогает в общении с «зажатыми» детьми и недостаточной социальной адаптацией, а также с теми кто не ходил ранее в детский сад.
Здороваемся мы «музыкально» - это и распевание приветственных слов, короткие шуточные песенки…Приветствие во время праздника, или досуга может отличаться более игровой формой: «воздушный привет» от персонажа ребятам, приветствие-цепочка или приветствие-песенка :
«добрым молодцам», «красным девицам» и т. д. С первой же минуты неназойливо вырабатывается привычка приветствовать друг друга добрым словом, улыбкой, дружественным жестом. Очень простая игра помогает наладить контакт между детьми, усилить их внимание друг к другу. Ребята встают в круг или садятся «по-турецки». Далее, надо без слов, не подавая никаких видимых знаков, только при помощи взгляда установить контакт с одним из детей и перекатить в его сторону мячик. Это упражнение, совершенно простое по сути, но требует от детей предельной концентрации.
Ведь самым естественным видом деятельности дошкольника является игра. В процессе музыкально-дидактических игр ребёнок поставлен в условия необходимости взаимодействия с другими детьми. Особенно интересной может получиться игра, если дети участвуют в ней не каждый сам по себе, а в составе малых групп. Внутри такой группы возникают условия для передачи и усвоения знаний и умений непосредственно от ребёнка к ребёнку, для оказания поддержки, помощи, уменьшается дистанция между детьми. В малой группе ребёнок постепенно учится прислушиваться к мнению своего ближайшего окружения, согласовывать свои действия с действиями товарищей. А это и есть социально-коммуникативные навыки. Один из видов музыкальной деятельности – слушание музыки. Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия. И если в обычной речи внимание обращается, прежде всего, на вербальную сторону, то во время слушания музыки активно включается невербальное восприятие. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Мы беседуем о динамике, диапазоне, тембре, темпе, ритме музыкального произведения и я замечаю, что ребята прислушиваются к ответам товарищей, стараются придумать свой ответ, не похожий на другие. Для слушания произведений разного характера я создаю разные мизансцены. Так колыбельную песню слушаем лёжа на ковре, а классическую музыку – сидя в кругу. Можно из стульчиков соорудить поезд или концертный зал. Конечно, нередко случается и так, что дети довольно неприязненно относятся друг к другу. Подобный негативизм особенно резко проявляется в парных танцах. И тут мне на помощь приходят коммуникативные массовые танцы – чудесное изобретение наших предков. Коммуникативные танцы со сменой партнёра имеют простые фигуры и движения, доступны в самых разных возрастных группах. С их помощью развивается лёгкость вступления в контакт детей друг с другом, инициативность, естественным образом снимаются зажимы, появляется чувство уверенности в себе, значимости в коллективе, повышается уровень самооценки. Я часто их использую, а на праздниках подключаю к участию в них и родителей.
Теперь хочу обратиться к такому виду музыкальной деятельности как пение. Начиная с самых простых песенок и попевок, закладываются в подсознание ребёнка маленькие кирпичики коммуникативных навыков. Особенно это проявляется в песенках-диалогах. Например:
- Зайчик-зайчик, что ты грустный?
- Не найду листок капустный.
Настоящим кладезем музыкального материала, полезного для развития живого общения, является фольклор. Именно в фольклорном материале я нахожу достаточно много шуток-дразнилок, которые на первый взгляд, могут показаться обидными, а на самом деле являются как бы прививкой от этой самой обидчивости – ведь ребёнок живёт не в теплице, и нельзя оградить его от всех неприятностей, а потому необходимо научить его некоторым элементам коммуникативной защиты. Ту же роль играет и ещё одна форма русского народного творчества – частушка, любимая и детьми, и взрослыми.
Хочу сказать и о той деятельности, которая непосредственно связана с музыкой – театрализация. Она оказывает неоценимую помощь в воспитании коммуникативных способностей детей. Тогда почему бы не придти к общению через театр? В начале каждого учебного года я провожу педагогическую диагностику и в ходе наблюдений выявляю особенности индивидуального развития детей. Результаты показывают, что имеющихся навыков по театрализованной деятельности недостаточно. Именно поэтому это направление я выбрала приоритетным в своей работе на 2017-18 уч/г. Создала театральный кружок "Маска".
Одна из задач - :
Воспитывать доброжелательные партнёрские отношения и мотивировать воспитанников к выражению своих мыслей и чувств.. Игры – драматизации, логоритмические упражнения, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, ритмопластика - это и есть деятельность моей кружковой работы. С помощью настольного и пальчикового театра знакомлю детей друг с другом. Магнитный, перчаточный и театр Би-ба-бо помогает в развитии сценической речи. Куклы - марионетки развивают координацию движений и учат детей слушать друг друга. Действуя в роли, ребёнок представляет и эмоционально переживает поступки персонажей. Совместно с родителями изготавливаются атрибуты и костюмы. Они охотно участвуют в представлениях, исполняя роли. Работа ведё тся в разных формах: консультации, анкетирование, выставки, конкурсы, дни открытых дверей, папки-передвижки. И даже наши выпускники частые гости у нас на праздниках.
Подбирая материал, всегда обращаюсь к сказке. Сказкотерапия - современное средство, широко используемое детскими психологами для решения различных задач. Обыгры-вание ситуаций с любимыми героями позволяет добиться уникальных результатов. Цель сказкотерапии - активизация в ребёнке творческого начала, развитие его самосознания. Подбирая материал, учитываю возрастные особенности. Основной принцип – это проблемная ситуация, характерная для данного возраста. Проблема в образе доступна ребёнку, он может обсудить её и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт. В старшем дошкольном возрасте дети c ами показывают спектакли: «Теремок», «Репка», «Кошкин дом», "Муха Цокотуха", «Волк и семеро козлят», инсценировки стихов и басен. Эта форма работы мне интересна.
Я заметила, что после курса такой терапии, ребёнок становится уверенней в себе и несомненно, будет отлично себя чувствовать в обществе, применять приобретённые навыки, т. е. будет коммуникабелен и отрыт для общения со сверстниками.
"Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить - на нём душа говорит с душой!"
Благодарю за внимание!