Кема Мучкаева
Опыт работы «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Публикация «Опыт работы „Развитие связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Детский сад-это первая ступень образования, и на нас, воспитателей, ложится огромная задача: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности. Для этого мы ставим перед собой следующие задачи:
- создание в группе развивающей предметно-пространственной среды;
-развитие всех компонентов устной речи : грамматический строй речи связная речь;
-формирование словаря воспитание звуковой культуры речи;
-развитие мелкой моторики рук.
Конечно, качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. И в первую очередь к ним относится создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Например, в речевом уголке размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы : сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры.
Большую роль в воспитании и обучении детей играет театральная деятельность. Используя театральные игры и небольшие постановки по сказкам, дети закрепляют полученные знания, у них развивается монологическая и диалогическая речь; больше используют эпитеты и образные выражения, приобщаются к музыке и к произведениям художественной литературы.
В театральном уголке, участвуя в спектакле, дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью оказывают положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, тем самым развивается диалогическая речь.
Необходимый элемент предметно-развивающей среды – это книжный уголок. В нем выставляются различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать.
В своей работе мы используем различные методы и формы: это
-методы речевого общения, наглядный, практический, словесный;
-формы работы с детьми непосредственно-образовательная деятельность;
-составление описательных рассказов.
При этом мы должны решать задачи из всех разделов программы: развивать навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогая реализовать возможности речевого развития.
Развитие связной речи посредством художественной литературы.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой мы знакомим детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Также рассказываем им о писателях, знакомим с историей произведения, расширяем и усложняем круг чтения детей. Художественная литература служит действенным примером нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас. Большим плюсом в работе с детьми по речевому развитию является то, что нам помогают сотрудники детской библиотеки, с которыми совместно проводятся мероприятия для детей.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция рук и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей мы учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Через игру мы побуждаем к общению детей друг с другом. А сюжетно-ролевая игра способствует:
-закреплению навыков пользования инициативной речью;
-совершенствованию разговорной речи;
-обогащению словаря;
-формированию грамматического строя языка и т. д.
Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Также они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.) Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Прогулка-это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребенка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут разные деревья. В теплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Во время игры нужно стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Организовать работу родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. В своей работе мы должны использовать различные формы работы с родителями, такие как индивидуальные (беседа, консультации и рекомендации); информационно-практические (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, неделя открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей и библиотека для родителей); информационно-аналитические (анкетирование и опросы.)
Все рекомендации для родителей и детей необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.