Елена Котенёва
Опыт работы тифлопедагога на тему «Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Обобщение опыта по теме :
«Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения»
Учитель-дефектолог
(тифлопедагог)
Котенёва Е. М.
Публикация «Опыт работы тифлопедагога на тему „Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Человек воспринимает окружающий мир в цвете и в своей жизни широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально и длительное время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигналь-ным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию.
Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связую-щего средства между объектами, затем знака-символа и в последнее время — системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий, самый далёкий, а красный — "самый тёплый". Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художест-венной культуры, поэтому проанализировать её и особенно понять символику значения цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно. Человек воспринимает информацию о цвете на основе своего опыта, культуры и образования в условиях жизни общности людей отдельной страны или региона.
Цвет — мощное средство эмоционального воздействия на человека. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, наст-роения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Гете называл цвет "продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции", правильно счи-тая, что свет — цвет — эмоция являются звеньями одной цепи. Так чёрный цвет ассоциируется с тяжестью, белый и голубой — с чем-то лёгким, праздничным, освещенная лампой под красным абажуром комната кажется более тёплой, но если сменить его на синий, то люди будут ёжиться, словно вдруг повеет прохладой. И это свидетельствует о том, что мозг каждого из нас не только "создатель" цвета, но и его подчиненённый.
Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании изображений, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.
По данным исследований у 70-80% дошкольников с нарушением зрения, как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиолией нарушено восприятие цвета. Нарушения цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения.
Грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоцио-нального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что уменьшает активность и избирательность восприятия.
Такое фундаментальное свойство восприятия как предметность полно-стью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функ-ций объектов внешнего мира. Нарушение цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов, В ходе коррекционных занятий управление процессами восприятия, формирующее навыки наглядно-действенного обследования объектов и наблюдательность, может способствовать определенной компенсации нарушений свойства предметности.
При нормальном зрении в сознании индивида формируется целостный образ объекта. Это свойство восприятия связано с механизмами памяти и мышления. Обеднённое отражение цвета нарушает целостность восприятия, обусловливая неполное и неточное отображение в сознании внешнего мира,
В нашей стране проблеме восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такие известные педагоги и психологи, как Л. А. Венгер, И. Д. Венев, Г. Г. Григорьев, З. М. Истомина, В. С. Мухина, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, А. М. Фонарев и другие. Они пришли к выводу, что использование на занятиях и в совместной деятельности цветовых и «сенсорных эталонов» имеет огромное значение не только для развития цветоразличительных функций, но и для формирования абстрактно – образного мышления детей. Таким образом, у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Эта работа должна проводиться системно в процессе специальных мероприятий: занятий, наблюдений на природе, в повседневной жизни, в разнообразных дидактических играх.
О факте воздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребёнка дошкольного возраста на объекты различных цветов. Так, научные данные, полученные в исследованиях последних десятилетий, показали, что дети уже с первых недель и месяцев жизни способны различать предметы разного цвета. Уже в четыре года дети воспринимают цвет в книжной иллюстрации и в своём рисунке как средство украшения. Используя такие знания, мы можем сознательно подойти к формированию цветовой гаммы, окружающей наших детей. Мы можем окружить детей гармонией цвета в одежде, в игрушках, в оформлении группы, детской комнаты. Если убрать из обихода все грязные, неестественно яркие, коричневые, чёрные и серые краски, это уже будет способствовать охранению детей, развитию в них равновесия, спокойствия, вдумчивости, устремлять их к красоте.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практическим путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета важно пользоваться зрительной ориентировкой; осознанное, целенаправленное, восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Поначалу новорождённые различают только свет и темноту, затем могут видеть чёрное и белое. Но к двухмесячному возрасту восприятие цветовой палитры постепенно расширяется. Зрительные функции формируются следующим образом:
Зрительные функции Возраст детей
1. Цветоощущение : в 2-4 года
2. Поле зрения : в 3-7 лет
3. Острота зрения : VIS : 0,5 – в 2 года
VIS : 1,0 – в 3 года только у 100% детей, к 7 годам – полное
Очень важно уже в младшем дошкольном возрасте выявить дефект, понять, как он влияет на развитие ребенка; зная это легче проводить целенаправленную коррекционно - развивающую работу.
Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создании условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия.
Дети с нарушением зрения особо нуждаются в развитии зрительных функций, а в развитии цветовосприятия особенно, т. к. различие и запоминание названий цвета, протекает чрезвычайно медленно. Поэтому, проанализировав данные диагностического исследования, а также изучив зрительные диагнозы детей, одной из главных целей в своей работе я выбрала – развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения.
Исходя из поставленной цели, выделила следующие направления в работе :
• изучение методической литературы по теме;
• определение актуальности, факторов риска, задач;
• создание коррекционно – развивающей среды;
• изготовление авторских игр по теме;
• обследование детей (2 раза в год);
• определение форм и методов работы по теме;
• разработка авторских конспектов занятий;
• обобщение опыта работы, выступление на совете педагогов, МО;
Поставила следующие задачи:
Образовательные:
1. Развивать цветовосприятие :
• учить обследовать предметы, выделять и называть их по цвету;
• соотносить и группировать однородные и разнородные предметы по цвету;
• сравнивать предметы и устанавливать тождество по одному из сенсорных признаков;
• выбирать цвет самостоятельно для передачи особенностей хорошо знакомого предмета. Формирование представлений об эталонах цвета, усвоение их связей и отношений, подведение к овладению системами цветовых свойств.
• Формирование и совершенствование способов обследования цветовых свойств предметов.
2. Обогащать активный и пассивный словарь детей:
• учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный», «светлее», «темнее»;
• по словесному заданию находить предметы по цвету;
• учить правильно называть основные цвета спектра и их оттенки.
Воспитательные:
• Воспитывать умение играть без конфликтов (рядом, со 2 полугодия – вместе).
Коррекционные:
• Активно использовать остаточное зрение и сохранные анализаторы.
• Развивать зрительные функции : цветоощущение, поле зрения, остроту зрения.
Подбор иллюстраций, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности очень важно в работе с детьми с нарушениями зрения, так как способствуют наиболее правильному опознанию изобразительных
элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.
Поэтому я определила требования к материалам и игрушкам:
1. Они должны быть привлекательными для ребёнка, вызывать эстетическое отношение.
2. Предметы должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.
3. Размещать пособия на ознакомление, сравнение, закрепление цвета только на белых столах (скатертях, салфетках).
4. Занятия на ознакомление, сравнение, закрепление цвета предметов проводить только при естественном освещении.
5. Дидактический материал должен быть лаконичен, доступен и понятен детям.
6. Все задания и упражнения должны быть направлены на активизацию и тренировку зрительных функций.
В начале работы создала коррекционно-развивающую среду в кабинете.
Учитывая индивидуальные особенности детей в восприятии цвета, решила создать условия компенсирующие недостатки в цветовосприятии. Специально подготовила игры для развития цветовосприятия, приобрела новые, изготовила авторские игры.
Дидактические игры и пособия: комплект дидактического материала С. Вохринцевой «Окружающий мир», «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару».
Игры с мозаикой: «Курочка и цыплята», «Сугроб», «Домики и флажки», «Белая дорожка», «Снеговик, снеговик жить на холоде привык», «Ёлочки и грибочки», «Гуси с гусятами».
Кольцебросы и вкладыши: «Подбери мяч по цвету отверстия», «Подбери по цвету фигуру и вставь в отверстия волшебного сундучка», «Спрячь все синие игрушки в домик».
Игры с куклами: «Подбери брюки к курточке», «Разложи кукол в кроватки», «Подари куклам платочки», «Подари куклам шарфики» ,«Подари куклам бантики», «Магазин».
Коррекционные игры (по Л. Григорьевой) : «Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета, «Построй ряд» (по эталону цвета, «Найди красную игрушку на зеленой елке» (на цвета-оппоненты, «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета).
Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом», «Найди свой цвет», «Принеси предмет», «Беги ко мне», «Летите голуби»,«Возьми флажок», «Бегите к флажку», «Найди флажок», «Мяч в ворота»,«Кто увидит первый», «Собираем шарики».
Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы 4-х основных цветов (настольные); пластмассовый строитель 4-х основных цветов (настольный); напольный строитель.
Игры-забавы: «Матрешки», «Музыкальные игрушки», «Мишка», «Заводные игрушки».
Выбрала следующие принципы работы с детьми :
1. Мотивация к обучению
2. Планомерность проведения
3. Повторность занятий
4. Культура проведения занятий
5. Эмоциональность проведения
6. Показ предмета в действии
7. Наглядность в сочетании со словом
8. Сотрудничество со взрослыми
9. Привлечение сохранных анализаторов
10. Цветонасыщение коррекционно-развивающей среды
11. Стимуляция развития ВПФ (высших психических функций)
12. Учёт зоны ближайшего развития (ЗБР)
13. Смена видов деятельности (игровая, продуктивная, умственная и т. д.)
14. Учёт индивидуальных особенностей детей с косоглазием и амблиопией
Для развития цветовосприятия выделила следующие методы и приемы воспитания:
Наглядные методы и приё мы: показ предмета, показ образца, показ картины, показ способа действия, наблюдение, рассматривание предмета, наложение объектов, вложение объектов, приложение объектов, сравнение объектов, эталоны цвет.
Словесные методы и приемы: использование художественного слова, музыкальное сопровождение, мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия для опредмечивания цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.
Практические и игровые методы и приё мы: неожиданное появление игрушки, элементы сюрпризности, обследование предмета, сопряженные (совместные) действии, отраженные действия, игры, упражнения, гимнастики, призы, поощрения, релаксация.
Прежде чем приступить к развитию цветовых эталонов у детей с нарушениями зрения, я подробно знакомлюсь с результатами диагностики. На основе этой документации узнаю уровень развития цветовосприятия и разрабатываю индивидуальные подходы к каждому ребенку.
Знакомство с цветовыми эталонами начинаю с формирования у детей представлений о хроматических и ахроматических цветах и усвоения их названий. В младшем возрасте, особое внимание уделяю формированию у детей представлений о красном, синем, желтом, зеленом цветах. В процессе практической деятельности учу детей узнавать, соотносить и называть эти цвета. Чтобы их заинтересовать, в основу занятий и заданий включаю сказочные и игровые сюжеты. Предлагаю игры: «Помоги зайчику», «Помоги Незнайке собрать букет», «Прицепите к паровозику вагончики», «Привяжи ленточки к шарикам».
Дидактические игры и упражнения подбираю с учетом постепенного усложнения, повторения с использованием нового наглядного материала.
При ознакомлении с системой эталонов цвета включаю действия, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. С этой целью использую упражнения, в которых детям предлагаю, например, узнать и выбрать такой же объект по цвету, оттенку в пространстве из множества разноцветных. Например, «Найди игрушку такого же цвета», «Найди пару».
В дальнейшей работе с эталонами цвета я от детей требую запоминания с использованием их названий. С этой целью упражняю детей в выборе цвета по слову, учу выбирать из нескольких цветов заданный или вспомнить каждый цвет по его названию «Покажи предметы синего цвета (красного, зеленого и т. д., «Узнай и назови».
На следующем этапе знакомлю детей с оттенками цветов. Учу сравнивать три объекта красного, желтого, синего и зеленого цветов, отличающихся по светлоте (темнее, светлее, еще светлее, сначала я в работе использую образец, а затем от самого темного к самому светлому, например, «Чашки и блюдца». К подготовительной к школе группе количество оттенков цветов достигает десяти.
Особую трудность для детского восприятия представляют те задания, в которых требуется оценить сочетание цветов, составляющих сложную структуру. В процессе такой работы слежу за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали цветовой материал, и правильно его использовали: «Собери так же». Следующим этапом будет работа по замыслу «Сложи картинку».
После того, как дети овладели знаниями об основных цветах, я даю задание на ассоциации, что способствует развитию ассоциативной памяти о цвете. Предлагаю игры: «Узнай по контуру», «Что неправильно нарисовал художник».
Закрепление цвета с детьми с нарушением зрения происходит ежедневно, т. к. есть тренажеры, которые кроме того, что укрепляют зрительные мышцы, состоят из разноцветных фонариков и стрелок, что способствует закреплению цветовых эталонов.
При изготовлении пособий для работы я учитываю остроту зрения каждого ребенка. А также то, что у детей с нарушением зрения лучше воспринимаются сильные цветовые контрасты (черный - белый, желтый - синий, оранжевый – зеленый.
Работу по цветовосприятию я осуществляю совместно с воспитателями, которые закрепляют полученные знания через игру, коррекционные упражнения.
В любой работе с детьми очень важна работа с родителями. Поэтому и я стараюсь в своей деятельности привлечь родителей. Для этого я подбираю
статьи в информационный уголок для родителей.
После проведенной работы по развитию цветовосприятия, использовав подобранные мною коррекционные игры и задания в соответствии с описанными этапами, у детей сформировались устойчивые знания о цвете, и что очень важно, они используют полученные знания в практической деятельности. Например, на занятиях по ИЗО уверенно подбирают цвет краски, на занятиях по РЭМП, в играх не путают цвет раздаточного материала. Уровень цветовосприятия отражен в диаграмме, которая находится в
В результате целенаправленной работы по развитию цветовосприятия у детей с нарушением зрения, в соответствии с требованиями Программы коррекционных учреждений я реализовала поставленные задачи, достигла хороших результатов в работе.
Проверка полученных данных на практике показала, что систематическое проведение игр, занятий по данной теме позволила значительно повысить уровень развития зрительного восприятия, в значительной степени уменьшить у данной категории детей трудности в практической и познавательной деятельности.
Изучив данную тему, проанализировав результаты своей работы с детьми, делюсь своим опытом с воспитателями – консультирую по вопросам развития цветовосприятия.
По результатам нашей работы можно сделать однозначный вывод, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенсорному развитию, в частности цветовосприятию, на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значительной мере способствует эффективной работе с ребенком в других направлениях.
Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется.
Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.