Приложение МААМ

Опыт работы «Техника оригами как средство развития детского художественного творчества детей 5–7 лет»

Анастасия Ивановна
Опыт работы «Техника оригами как средство развития детского художественного творчества детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

«Техника оригами как средство развития детского художественного творчества детей 5-7 лет»

Актуальность.

Каждый ребенок талантлив, нужно увидеть этот талант, развить его и приумножить. Это одна из задач, которая стоит перед педагогами, чтобы ребенок проявлял интерес к творчеству, осознавал, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи. Как успешно развить его способности, во многом зависит от педагога. Передо мной, как педагогом, встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои способности, как сделать занятия более интересными, плодотворными. Способности у всех разные, видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому я превращаю свои занятия в совместную творческую деятельность с детьми.

Публикация «Опыт работы „Техника оригами как средство развития детского художественного творчества детей 5–7 лет“» размещена в разделах

Работа в технике «оригами»- это доступное и увлекательное для детей занятие. За короткое время они могут научиться превращать такой доступный материал как бумага, в удивительные изделия.

Систематические занятия в технике оригами, способствуют развитию художественного вкуса и логики, конструктивного мышления, творческого воображения, концентрации внимания, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления и получения желаемого результата. На занятиях по оригами я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека.

Отечественные педагоги (Л. В. Куцакова, С. Афонькин, Т. И. Тарабарина, Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р. Хабарин, Э. Кеннвейн, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качества у детей.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, З. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано (Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумаков, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания, словесных (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии.

Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психологического состояния.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаге. Занятия влияют на формирование самостоятельности.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Цель.

Формирование интереса к прикладному творчеству при обучении технике оригами детей 5-7 лет.

Образовательные задачи.

Обучающие

-Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный и квадратный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, совершенствовать умение работать с бумагой : сгибать лист вчетверо в разных направлениях.

-Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами и выразительность создаваемого образа.

Развивающие

-Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания.

-Развивать мышление, воображение, память, мелкую моторику рук.

-Развивать интерес к технике оригами через игру.

-Продолжать развивать коллективное творчество.

Воспитательные

-Воспитывать желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

-Воспитывать интерес и желание выполнять поделки в технике оригами.

Содержание опыта работы.

Работу по знакомству детей с техникой оригами строю на основе перспективного планирования, который разработан для детей 5-6 лет и для детей 6-7 лет. Образовательную деятельность осуществляю в соответствии ФГОС с основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО, разработанная с учетом содержания примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Использую методические рекомендации Соколова С. В. «Оригами для дошкольников» методическое пособие для воспитателей, Сержантова Т. Б. «366 моделей оригами», Агапова И. Давыдова М. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона».

Основной формой обучения технике оригами является совместная деятельность педагога и детей, в процессе которой решаются воспитательные, обучающие развивающие задачи.

На начальном этапе в старшей группе познакомила детей со свойствами бумаги, различными базовыми формами и схемами выполнения базовых форм. Название базовых форм закрепляется изготовлением различных поделок.

При обучении детей оригами использую ассоциации. Начиная с освоения базовых форм, сами названия которых похожи на реальные предметы. Например, базовая форма книжка. Нужно только сложить бумагу пополам, открыть и написать или нарисовать в ней. Детям уже интересно создавать что-то своими руками.

Для того чтобы получить базовую форму дверь, можно воспользоваться сказкой, где стороны листа хотят стать друзьями. Что им нужно встретиться на реке (на лини сгиба).

Образовательная деятельность строится на наглядном материале и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной поделки.

Учитывая, что конструирование в технике оригами – довольно кропотливый труд, я применяла различные методы и приемы. Объяснение начинала с загадки, вносила готовую модель поделки, проводила дидактические игры. При проведении продуктивной деятельности использовала: потешки, стихи, поговорки.

При знакомстве с новыми приёмами складывания образовательную деятельность проводила с использованием художественного приема. Объясняю детям, что когда два уголка и стороны листа соединяются, они оказываются «друзьями», перегибание листа приводит «к дружбе или расставанию». Углы «путешествуют в горы» (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба). Новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен одной логичной и образной историей.

При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу.

Уже с первых занятий стало ясно, что дети 5 лет могут выполнить несложные задания. Аккуратно сложить квадрат пополам или по диагонали.

На первых занятиях мы познакомились с базовыми формами треугольник, книжка и дверь. Затем для них я поставила вопрос «Что же может получиться из трех базовых форм?». Ответ был единым - дом. После выполнения работы я предложила оформить коллективную картину «Улица нашего села», которую мы оформили в холле детского сада.

Далее подбирая поделки по возрасту, мы с детьми изготовили собачку и кошку. Здесь я использовали загадки. Для детей была представлена схема и образец. Поэтапно вместе со мной дети следили за схемой, что развивает мышление и память, складывали квадратный лист бумаги по диагонали, сгибали уголки бумаги вниз, вверх. В работе дети использовали карандаши фломастеры, для рисования глаз, носа и рта животных. Раскрашивали, чтобы придать нужный окрас для собачки и кошки.

Детей 6-7 лет знакомила с поэтапными схемами выполнения работ. Т. е. частично переходили на самостоятельное выполнение поделок. При этом взрослый оказывает индивидуальную помощь. Проводится коллективное выполнение поделок, организуются выставка коллективных композиций.

До начала работы с бумагой провожу пальчиковые гимнастики. Поглаживание, сгибание пальчиков. Это полезно и эффективно.

Перед очередным занятием готовлю образцы фигурок, поэтапную схему выполнения работы, материалы для складирования, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, клей, карандаши фломастеры.

Главным моментом в работе с детьми старшего дошкольного возраст является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата.

В работе по изготовлению поделок в технике оригами, стараюсь выполнять с детьми поделки, подходящие времени года. Например, чтобы украсить вход в раздевалку, детям предложила сконструировать осенний кленовый венок. Для начала была беседа про дерево «Клён», так как не все дети имеют представление об этом дереве. Работа велась по подгруппам, для закрепления дружеских отношений, для взаимопомощи друг другу. На этом занятии мы познакомились с базовой формой «воздушный змей». Дети немного затруднялись в выполнении базовой формы «воздушный змей», но интерес и старательность помогли преодолеть трудности. Схема работы была «объемная» (из готовой бумаги и частей поделки, которую я расположила на доске. Совместно с детьми мы обговорили каждый шаг и приступили к изготовлению листьев. По окончании мы соединили листы и украсили вход в раздевалку.

Дети очень любят изготавливать подарки для родителей. Перед праздником «День матери» изучив литературу, прочитав стихи о маме, с детьми 5-6 лет мы начали изготавливать поздравительные открытки «Тюльпаны». Работа шла по подгруппам несколько дней. Для детей была представлена готовая схема и образец. Перед детьми были готовые квадратные листы бумаги. Цвет бумаги дети выбирали самостоятельно. Складывали бумагу пополам, чтобы получить «треугольник», снова складывали теперь уже треугольник, соединив уголок с уголком. Это действие нужно только для того, чтобы определился сгиб, раскрывали получившийся треугольник, тянули правый уголок вверх, противоположно левому уголку и тянули левый уголок внахлёст на правый уголок. Стебель конструировали также из базовой формы «треугольник», сгибали один из уголков вверх, для листа. Так у нас получились очень красивые и нежные открытки. Дети очень старательно и с интересом конструировали из бумаги цветы.

Так же с детьми 6-7 лет мы изготовили поздравительные открытки для мам «Открытка с сюрпризом». Продуктивная деятельность длилась несколько дней. Для каждого воспитанника я подготовила картон, они выбирали понравившийся цвет. Так же подготовила материал для открытки: разноцветные квадратные листы бумаги, разноцветные полоски бумаги, зелёные листы бумаги, красные бумажные сердечки и готовые образцы открыток. Дети самостоятельно выбирали подходящий для них вариант открытки. Детей я разделила на 2 подгруппы, так как обьем работы большой и вариантов открыток было два. Сначала мы складывали картон по - полам, чтобы получить открывающую открытку. С этой задачей ребята справились хорошо. С первой подгруппой мы складывали лепестки цветов, где базовой формой являлся «воздушный змей». Дети немножко затруднялись в сгибании сторон к линии сгиба, так квадратные листы были маленьких размеров. Следующим шагом было вырезание листочков и стебля цветка. Здесь дети работу выполняли самостоятельно. Они складывали прямоугольный лист пополам и срезали углы, чтобы получить лист. Сюрпризом открытки было объемное сердечко, которое мы склеивали из трёх частей и вклеивали в середину открытки. Далее дети писали поздравительные слова для своих мам, рисовали цветы, узоры. Со второй подгруппой лепестки состояли из полосок, которые они склеивали только концами. Количество лепестков было не меньше 6-7. Далее работа проводилась так же, как и с первой подгруппой. Дети очень серьезно отнеслись к изготовлению поздравительных открыток. После завершившейся работы, они каждый день любовались своими работами, ведь самый лучший подарок для мамы, это то, что сделано руками его ребенка.

Одна из главных развивающих задач, развивать интерес к технике оригами – это игра.

Дети очень любят играть. И для этого мы смастерили самолёты. Дети с большим интересом создавали поделку, зная, что по окончанию они будут просто играть. Совместно мы придумали игру «Чей самолёт дальше улетит».

Похожую игру мы проводили с корабликами, которую мы сделали только с мальчиками. Мальчики были счастливы, что могут сконструировать транспорт из обычной бумаги. Один мальчик каждый день просил с ним посидеть и помочь сконструировать кораблик. (18)Здесь мы использовали дыхательное упражнение «Чей кораблик быстрее проплывёт до берега». Перед детьми стояла задача, сдуть корабль до конца стола, не помогая руками. Воспитанникам было очень весело, поэтому игра продолжалась долго.

Девочки в это время изготавливали кошельки, которые мы использовали в сюжетно – ролевой игре «Магазин». Девочки сами нарезали круги, которые использовали вместо монет и бумажные деньги.

В конструктивной деятельности мы не просто сгибали бумагу и разрисовывали её, но и использовали ножницы, для получения нужной формы. Например, коллективная работа «Аквариум с рыбками». Квадратный лист бумаги сгибали 2 раза по диагонали, чётко сглаживали сгибы, вгибали противоположные треугольники внутрь, используя приём «мышка в норке», сформировали базовую фигуру - двойной треугольник. Помощь понадобилась каждому ребенку. Знакомимся с новой сложной базовой формой. Загибали углы верхнего треугольника внахлёст друг на друга, переворачивали, фломастерами рисовали рот, глазки, чешую. Для получения хвоста рыбки, дети отрезали часть бумаги ножницами.

К новому Году мы оформили коллективную открытку «Снегири и синички». С детьми заранее провела беседу на тему «Зимующие птицы», в которой закреплялись знания о зимующих птицах нашего края и их образе жизни. В работу включились только девочки. Детям был представлен рисунок, на котором была изображена ветка с кормушкой и с одной синицей. Для них задавала проблемные вопросы. «Что изображено?», «Для кого и кто делает кормушки?», «Почему синичка одна?», «Кто друзья синички», «Чем мы можем ей помочь?». Воспитанники сами выбрали, какую птицу будут конструировать: снегиря или синичку, выбрали подходящую по цвету бумагу. Сложность сгибания была в том, что основа состояла из двух частей: черной, красной или синей и желтой квадратной бумаги. Общее решение было склеить обе части. Трудности возникли в конструировании клюва птиц, но после подробного объяснения девочки справились. Птиц девочки приклеивали на приготовленную им открытку. На следующий день совместно с мальчиками и девочками мы украсили открытку мишурой, с помощью стиплера и украсили холл детского сада, для участия в выставке «Новогодняя открытка».

В продуктивной деятельности по технике оригами дети освоили способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник книжка, дверь, воздушный змей. Работа по освоению техники оригами не закончена, она продолжается.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет на январь — майКалендарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет на январь — май Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5-6 лет (январь - май) ЯНВАРЬ2 неделяРисование. (.С. Комарова.

Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет (сентябрь-декабрь)Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет (сентябрь-декабрь) Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5-6 лет (сентябрь - декабрь) СЕНТЯБРЬ1 неделяРисование. (Т. С. Комарова.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

XVI Ежегодный фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Весенняя капель 2015»XVI Ежегодный фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Весенняя капель 2015» В конце апреля 2015 года в Красноярском крае проходил XVI ежегодный фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Весенняя капель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Техника оригами как средство развития детского художественного творчества детей 5–7 лет»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 10:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Техника оригами как средство развития детского художественного творчества детей 5–7 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Ивановна (УИ 1031616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД