Наталья Алексеева
Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Степень изученности проблемы
(Основные концептуальные положения)
Общение – это сложный процесс, который выступает как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи. С помощью общения человек выражает свои мысли, чувства, свое отношение к окружающему миру.
В настоящее время в психологической литературе, посвященной изучению коммуникативных возможностей человека, часто встречаются термины: «коммуникативные способности» (А. А. Леонтьев, Г. С. Васильев); «коммуникативный потенциал» (Р. А. Максимова, В. В. Рыжов); «коммуникативная компетентность» (Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, В. И. Кашницкий, Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко).
Публикация «Опыт работы „Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Каждый из перечисленных авторов дает свою трактовку коммуникативных способностей человека.
Ю. Н. Емельянов понимает под коммуникативной компетентностью «такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающим, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» (Емельянов, 1990, с. 84).
Иную трактовку понятия коммуникативной компетентности мы находим в исследованиях Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской. Эта характеристика личности раскрывается ими как «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» (Жуков, 1985, с. 27).
В. И. Кашницкий, рассматривая феномен коммуникативной компетентности личности, определяет его как многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей, опосредующее эффективную коммуникативную деятельность (Кашницкий, 1995, с. 19).
Многие отечественные авторы отмечали тот факт, что комплекс коммуникативных возможностей человека является сложной системой.
Так, В. М. Жуков в структуре коммуникативной компетентности личности выделил несколько уровней: стратегический, тактический, технический (Жуков, 1988).
В. В. Рыжов в структуре коммуникативного потенциала выделил 6 основных блоков:
1. доминирующий тип мотивационных установок в общении;
2. контактность личности в коммуникации;
3. содержательная направленность в общении;
4. социально-перцептивные способности и умения;
5. социально-психологические характеристики личности, описывающие ее место в коммуникативных отношениях;
6. рефлексивно-самооценочные свойства и способности (Рыжов, 1994).
На основе всех изложенных подходов в структуре коммуникативного потенциала личности ребенка Самохвалова А. Г. выделяет 4 взаимосвязанных уровня: базовый, содержательный, операциональный, рефлексивный.
К базовому уровню относятся следующие показатели коммуникативного развития ребенка:
1. легко идет на контакт;
2. откликается на просьбы и реагирует на замечания;
3. действует сообща;
4. может оказать помощь и принимает ее от других;
5. проявляет эмпатию.
К содержательному уровню относятся следующие показатели коммуникативного развития ребенка:
6. умеет планировать общение;
7. действует адекватно ситуации;
8. проявляет инициативу;
9. контролирует свое поведение.
К операциональному уровню относятся следующие показатели коммуникативного развития ребенка:
10. стремится уладить конфликт;
11. избегает агрессивных проявлений;
12. умеет убеждать;
13. использует разнообразные вербальные и невербальные средства общения.
К рефлексивному уровню относятся следующие показатели коммуникативного развития ребенка:
14. анализирует итоги общения;
15. видит и признает свои ошибки;
16. исправляет ошибки в следующих коммуникациях.
Таким образом, можно сделать вывод, что создавая условия для формирования социально-коммуникативной компетенции у старших дошкольников с трудностями в развитии, мы в наибольшей мере способствуем их социализации и обеспечиваем необходимый уровень школьной готовности.
Работа педагога-психолога по данной проблеме:
Работа педагога-психолога осуществляется в «МАДОУ детский сад №11 «Семицветик» Сормовского района г. Н. Новгорода.
Специфика нашего детского сада в том, что из 16 групп – четыре группы – компенсирующей направленности, их них две группы – для детей с ЗПР и две группы – для детей с ТНР.
Основными направлениями деятельности МАДОУ являются:
создание оптимальных условий для воспитания, обучения, развития, коррекции и оздоровления детей.
В настоящее время я, как педагог-психолог, много внимания уделяю развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Накопился опыт работы по данному вопросу, и мне хочется поделиться им со своими коллегами.
Цель: разработка и апробация системы работы педагога-психолога по развитию социально-коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии.
Задачи:
I. Разработать и апробировать систему работы педагога-психолога с детьми по их коммуникативному развитию и коррекции коммуникативных трудностей.
II. Научить детей выстраивать устойчивые продуктивные взаимоотношения со сверстниками.
III. Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам коммуникативного развития детей.
IV. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам эффективного взаимодействия и сотрудничества с детьми.
Работа с детьми:
Для детей старшего дошкольного возраста был разработан курс занятий «Приглашение в мир общения».
Цель курса:
- коррекция коммуникативных трудностей;
- развитие социально-коммуникативной компетентности;
- приобретение навыков эффективного сотрудничества.
* Курс занятий проходит в четыре этапа длительностью от одного до двух месяцев
* Каждый этап имеет свое наполнение коррекционными играми, игровыми упражнениями и специально созданными коммуникативными ситуациями, расположенными в определенной логике с постепенным усложнением.
* При составлении конспектов занятий использовались:
• методические рекомендации к тематическому словарю в картинках «мир человека. Я и мои чувства, настроения, эмоции». автор А. Д. Вильшанская;
• игры из книг Е. О. Смирновой «межличностные отношения дошкольников: диагностика. Проблемы коррекция»;
• Т. М. Марцинковской «Детская практическая психология».
Данный курс занятий, «Приглашение в мир общения», предполагает работу с детьми в течении семи месяцев в группах компенсирующей направленности по 5-7 человек и 8-10 человек в общеобразовательных группах.
* Продолжительность каждого занятия – 30 минут, проходят они один раз в неделю.
* Контроль над динамикой детей в рамках коррекционной работы происходит на каждом из четырех этапов курса. Он осуществляется посредством 1-2 игр, имеющих диагностическую направленность.
* Курс занятий происходит в четыре этапа, каждый из которых решает определенные задачи.