Оксана Громова
Опыт работы. Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я являюсь руководителем группы речевого развития "Сказка" Центра детского творчества п. Уральский. В данном материале представлен мой опыт по обучению пересказыванию и развитию речи дошкольников, имеющим недостатки в произношении.
Сказки – отличный материал для пересказывания. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение.
Публикация «Опыт работы, Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и разносторонней личности, помогает провести коррекцию некоторых проблем, устранить страхи и внутренние комплексы. В педагогике это метод, который позволяет правильно развивать личность ребёнка, направить его в нужное русло, так как без жанра сказка у детей не сформируются правильные жизненные ценности и приоритеты. Особое значение сказкотерапия приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы откладываются на подкорке сознания ребёнка. В дальнейшем такие дети легче социализируются и определяются со своим местом в жизни.
Сказкотерапия — это деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.
В психологии:
- искоренение страхов;
- воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
- активация защитных механизмов психики;
- помощь в выборе правильного решения;
- программирование жизненного плана человека на будущее;
- борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.
В педагогике:
- как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
- устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
- коррекция характера;
- улучшение внутреннего состояния;
- внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
- выстраивание «морально правильного» поведения;
- развитие творческих способностей;
- повышение заниженной самооценки.
Кроме того, сказкотерапия используется в логопедии (на занятиях по развитию речи). Она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников :
звуковую и смысловую речь;
фонематическое восприятие;
артикуляцию;
дифференциацию звуков, введение их в речь;
слоговую структуру слов;
структуру предложений;
умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).
При использовании её как средства формирования развития речи, я даю детям примерно такие задания:
- мысленно нарисовать картинку к услышанной сказке;
- досочинять предложенную сказку, продолжить историю;
- повторять за сказочными героями звуки, слова или целые предложения.
В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.
Сказкотерапия для детей младшего дошкольного возраста учит разграничивать добро и зло, формирует правильные ценностные установки. Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Помогает адаптироваться к новым условиям существования в общеобразовательном учреждении, в игровой форме продолжает развивать память, речь, внимание, воображение, учит целеполаганию. Ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки и открыты для их восприятия.
На своих занятиях я использую пособия Т. А. Куликовской «Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей 4-6 лет». В них представлены изящные и небольшие по объему сказки, сюжетную основу которых составляют предметы и явления окружающего мира, красочные картинки к этим сюжетам и методические рекомендации автора для проведения тренингов по формированию связной речи у дошкольников на основе сказок, а также задания для развития творческих способностей детей, вопросы для подготовки к пересказу.
Герои сказок знакомы детям, это поддерживает интерес к занятиям. А умение обращать внимание на приятные мелочи в обычной жизни положительно сказывается на детской психике. Сказки воспитывают, учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, умению сопереживать героям.
В выпуске 4 (для детей 4-5 лет) герои – это животные, знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. С ними происходят занимательные сюжеты, события, которые легко запоминаются детям. В выпуске 1 (для детей 5-7 лет) – это сюжеты из повседневной жизни, герои – дети. Сказки рассказывают о красоте природы, благородных поступках, детских играх. Я читаю сказку неторопливым выразительным голосом, не показывая картинку. Прошу ответить на вопросы и мысленно нарисовать картинку к этой сказке, рассказать, что можно изобразить на ней. Затем показываю картинку, которую нарисовал художник. Интересуюсь, соответствует ли картинка прочитанной сказке и почему. Читаю сказку еще раз и прошу ребенка пересказать ее, продолжить историю. На каждом занятии использую только одну сказку. Детям очень нравятся такие сказки. Они рассказывают о своих подобных историях из жизни.
В марте мы закончили тренинги по этим двум пособиям и перешли к знакомству со «Сказкой о глупом мышонке» С. Я. Маршака. Сначала посмотрели мультфильм, обсудили героев, их повадки, интонацию, проговорили слова. Распределили роли и приступили к разучиванию. На индивидуальных занятиях после артикуляционной гимнастики четко проговариваем роль героя. Чтобы замотивировать ребят, принесла на занятия чемоданчик с кукольным театром. Дети с большим интересом рассматривали кукол, опробовали свои роли, надевая героев на руку, играя пальчиками. Еще посмотрели видео-спектакль, записанный на одном из мероприятий детского сада г. Москва, где участвовали дети такого же возраста. Обговорили характер каждого героя сказки, как сыграна роль.
Не все дети сразу включаются в театрализованную деятельность. Некоторые из них стесняются своей нечеткой речи, сначала наблюдают со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в спектакле. Я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка и начинаю сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на мое приглашение. При этом дополнительно мотивирую на включение в игру остальных ребят, понимая, что от степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.