Получи документы

Опыт работы. Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста

Оксана Громова
Опыт работы. Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Я являюсь руководителем группы речевого развития "Сказка" Центра детского творчества п. Уральский. В данном материале представлен мой опыт по обучению пересказыванию и развитию речи дошкольников, имеющим недостатки в произношении.

Сказки – отличный материал для пересказывания. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение.

Публикация «Опыт работы, Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и разносторонней личности, помогает провести коррекцию некоторых проблем, устранить страхи и внутренние комплексы. В педагогике это метод, который позволяет правильно развивать личность ребёнка, направить его в нужное русло, так как без жанра сказка у детей не сформируются правильные жизненные ценности и приоритеты. Особое значение сказкотерапия приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы откладываются на подкорке сознания ребёнка. В дальнейшем такие дети легче социализируются и определяются со своим местом в жизни.

Сказкотерапия — это деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.

В психологии:

- искоренение страхов;

- воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;

- активация защитных механизмов психики;

- помощь в выборе правильного решения;

- программирование жизненного плана человека на будущее;

- борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.

В педагогике:

- как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;

- устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;

- коррекция характера;

- улучшение внутреннего состояния;

- внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;

- выстраивание «морально правильного» поведения;

- развитие творческих способностей;

- повышение заниженной самооценки.

Кроме того, сказкотерапия используется в логопедии (на занятиях по развитию речи). Она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников :

звуковую и смысловую речь;

фонематическое восприятие;

артикуляцию;

дифференциацию звуков, введение их в речь;

слоговую структуру слов;

структуру предложений;

умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).

При использовании её как средства формирования развития речи, я даю детям примерно такие задания:

- мысленно нарисовать картинку к услышанной сказке;

- досочинять предложенную сказку, продолжить историю;

- повторять за сказочными героями звуки, слова или целые предложения.

В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.

Сказкотерапия для детей младшего дошкольного возраста учит разграничивать добро и зло, формирует правильные ценностные установки. Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Помогает адаптироваться к новым условиям существования в общеобразовательном учреждении, в игровой форме продолжает развивать память, речь, внимание, воображение, учит целеполаганию. Ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки и открыты для их восприятия.

На своих занятиях я использую пособия Т. А. Куликовской «Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей 4-6 лет». В них представлены изящные и небольшие по объему сказки, сюжетную основу которых составляют предметы и явления окружающего мира, красочные картинки к этим сюжетам и методические рекомендации автора для проведения тренингов по формированию связной речи у дошкольников на основе сказок, а также задания для развития творческих способностей детей, вопросы для подготовки к пересказу.

Герои сказок знакомы детям, это поддерживает интерес к занятиям. А умение обращать внимание на приятные мелочи в обычной жизни положительно сказывается на детской психике. Сказки воспитывают, учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, умению сопереживать героям.

В выпуске 4 (для детей 4-5 лет) герои – это животные, знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. С ними происходят занимательные сюжеты, события, которые легко запоминаются детям. В выпуске 1 (для детей 5-7 лет) – это сюжеты из повседневной жизни, герои – дети. Сказки рассказывают о красоте природы, благородных поступках, детских играх. Я читаю сказку неторопливым выразительным голосом, не показывая картинку. Прошу ответить на вопросы и мысленно нарисовать картинку к этой сказке, рассказать, что можно изобразить на ней. Затем показываю картинку, которую нарисовал художник. Интересуюсь, соответствует ли картинка прочитанной сказке и почему. Читаю сказку еще раз и прошу ребенка пересказать ее, продолжить историю. На каждом занятии использую только одну сказку. Детям очень нравятся такие сказки. Они рассказывают о своих подобных историях из жизни.

В марте мы закончили тренинги по этим двум пособиям и перешли к знакомству со «Сказкой о глупом мышонке» С. Я. Маршака. Сначала посмотрели мультфильм, обсудили героев, их повадки, интонацию, проговорили слова. Распределили роли и приступили к разучиванию. На индивидуальных занятиях после артикуляционной гимнастики четко проговариваем роль героя. Чтобы замотивировать ребят, принесла на занятия чемоданчик с кукольным театром. Дети с большим интересом рассматривали кукол, опробовали свои роли, надевая героев на руку, играя пальчиками. Еще посмотрели видео-спектакль, записанный на одном из мероприятий детского сада г. Москва, где участвовали дети такого же возраста. Обговорили характер каждого героя сказки, как сыграна роль.

Не все дети сразу включаются в театрализованную деятельность. Некоторые из них стесняются своей нечеткой речи, сначала наблюдают со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в спектакле. Я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка и начинаю сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на мое приглашение. При этом дополнительно мотивирую на включение в игру остальных ребят, понимая, что от степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы. Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2021 в 11:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы. Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Громова (УИ 2562982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД