Ольга Всеволодовна Прокопьева
Сборник конспектов «Обучение творческому рассказыванию через расмаривание репродукций художников в картинной галерее»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия.
Рассматривание картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»
Программное содержание: Познакомить детей с портретным жанром живописи. Научить понимать, видеть и уметь рассказывать о сказочности содержании картины, как нам это передал художник. Уметь объяснить роль природы на тревожном состоянии героев (темный, непроходимый лес, испуганная Царевна прижалась к Царевичу, ищет защиты и т. д.). Обратить внимание детей, каких больше художник использует красок. Развивать художественное образное мышление. Воспитывать интерес и уважение к труду художника.
Методические приёмы: вопросы по заранее прочитанной детям сказки Александра Сергеевича Пушкина.
1. Рассказ педагога о художнике В. М. Васнецове. Какую картину мы уже рассмотрели? (Алёнушка).
2. По какой сказке написана картина?
3. Как художник изобразил героев?
4. Что вы скажете о лицах героев? Что вы скажете о лицах героев, их одежде?
5. Почему Царевна прижалась к Царевичу? Кого она испугалась?
6. Что вы скажете о волке? Как мы узнали, что он устал?
7. Что вы сможете сказать о природе, о лесе, какое время суток?
8. Какое настроение вызывает у Вас эта картина?
9. Какие краски использует художник?
Активизация словаря: Лес непроходимый, дремучий, раскидистый.
Чем закончилась сказка? Уточнение педагога:
- Как узнаём, что лес дремучий, непроходимый? (стволы деревьев мощные, толстые, лес темный, свет проглядывает только из-за макушек деревьев.)
- Царевна испугана, что их может догнать Кощей. Одежда на ней царская, богатая (сафьяновые сапожки, накидка из парчи и кафтан).
- Волк устал, у него от быстрого бега открыта пасть, но он не останавливается, спасает своих друзей.
- Обратите внимание на то, что изображено на первом плане, что на втором, какое время суток изобразил художник? Что нам об этом говорит.
- Почему художник больше использует тёмные краски?
- Какое чувство вызывает у Вас картина? Как бы вы помогли героем сказки?
- Вспомните, где хранятся картины известных художников.
Игровые моменты: «выложи картину из пазлов».
Конспект занятия
Рассматривание репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Программное содержание: Продолжать знакомство детей с произведением известных художников. Уметь выделить главный замысел в произведении, дать характеристику героям, научить сопереживать им, улавливать настроение. Развивать у детей фантазию, дикцию, связную речь, наблюдательность. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Методы: Рассказ педагога о художнике и создании картины Константина Егоровича Маковского. Родился он в семье художников, закончил академию художеств в Санкт – Петербурге, любил писать природу и сцены из сельской жизни. Однажды он повстречал бойкую, голубоглазую девочку, у нее был младший братишка. Он рассказал как они с сестренкой попали в грозу. Так родилась эта картина.
Вопросы: Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? Кого мы видим на первом плане? Подумайте куда ходили дети? Что нам об этом говорит? (в фартучке грибы). Это дети городские или деревенские? Как вы догадались? Это современные дети, или дети которые жили раньше? Что нам указывает на это? Что вы можете сказать об одежде? Есть ли на ногах обувь? Если нет, то почему? Посмотрите на лица ребят, что вы о них скажите? Как их изобразил художник? Как художник изобразил природу, что нам говорит о приближающейся грозе? Глядя на картину, что можно сказать о характере детей? (девочка: смелая, заботливая, трудолюбивая, (мальчик – любит сестру, маленький, испуганный).
Обогащение словаря: испуганные, тревожные, небо грозное, собираются тяжелые грозовые тучи, трава наклонена от порыва ветра. Художник больше использует краски темных тонов.
Обобщение воспитателя: Обратить внимание, что грозовое небо вдали заканчивается светлой полосой с желтоватыми и розоватыми оттенками. Вдали видим ярко желтое пшеничное поле. Здесь художник использует уже светлые, яркие краски. Это нам говорит о том, что гроза закончится, выглянет солнышко и будет теплый день.
Предлагаю ребятам подумать и рассказать, как бы они хотели, чтобы закончилась эта история. Нарисовать и дополнить своими рисунками.
Игра «Собери грибы» командная игра, предложить собрать с полянки грибы в корзину и назвать их.
Конспект занятия
Рассматривание репродукции картины Е. Е. Волкова «Октябрь».
Программное содержание:
Вызвать у детей эмоциональное отношение к произведению художника. Научить детей высказывать свое мнение о природе, уметь рассказать или оказать нам в своей картине: природа увядает, листья опали, трава пожелтела, в реке вода потемнела. Научить детей высказывать своем мнение о картине, какое настроение она вызывает. Учить составлять небольшой описательный рассказ. Развивать фантазию, речь.
Предварительная работа: Экскурсия в ближайший парк, рощу. Чтение, разучивание стихов Пушкина А. С. «Унылая пора, очей очарованье»
А. Толстой «Осень осыпает весь наш бедный сад», В. Берестов «Листопад»
Прослушивание музыкального произведения «Времена года» П. Чайковского
Методические приемы: чтение стихотворений
Беседа: Ребята, писатели и поэты красоту природы в разное время года передают словами. Мы сегодня познакомимся с картиной Ефима Ефимовича Волкова «Октябрь». Подумайте, какое из прочитанных стихотворений подходит к этой картине? Ефим Ефимович больше всего любил писать пейзажи русской природы. Давайте познакомимся с одной из них, называется оно «Октябрь»
Вопросы: По каким признакам мы сможем определить, что это середина осени? Деревья мы видим на первом плане, что вы можете о них сказать? (молодые, стройные, скинувшие свой наряд - листья, веточки голые и т. д.). Что изображено на дальнем плане?
Вдали роща, река. Даем определение – река извилистая, глубокая, холодная и т. д. Роща ещё в листве. Как определили? Какие краски использует художник? Что мы скажем о погоде, как определили?
Ребята, мы видим широкую тропинку, усыпанную листвой, но по ней, наверное, уже давно никто не ходил. Вдали видим одинокую фигуру человека. Какое настроение навивает Вам этот пейзаж? И какое из знакомых вам произведений об осени подходит этой картине?
- Ребята, о каждой картине можно рассказать много интересного. Давайте с вами попробуем составить рассказ по этой картине.
Предлагаю начало рассказа: стояла тихая, осенняя пора. Берёзки скинули свой золотистый наряд, листья покрывали пожелтевшую траву и широкую тропинку, ведущую к реке. Река извилистой лентой виднелись вдали. Легкий свет, еле проглядывал из-за тяжелых облаков. На берегу реки, одиноко стояла женщина и ей вспоминалось… (предлагаю детям продолжить рассказ (может быть она вспоминала лето, а может детство).
Итог: Творческие рассказы детей оформить в виде альбома.
Предложить прочитать родителям дома для детей рассказ А. Твардовского «Лес осенью» (Хрестоматия, стихотворение А. С. Пушкина «Уныла пора, очей очарование…»
Конспект занятия
Рассматривание картин В. Б. Смирнова «Московский дворик».
Программное содержание: познакомить детей с картиной бытового жанра, городским пейзажем. Учить детей понимать основное содержание картины. Устанавливать связи между содержанием и средством выразительности, о расположении, о здании и людей на картине. Учить определять время написания картины (это было раньше или современный город, что нам об этом говорит.
Активизация словаря: фасад, дворовые постройки, храм, лужайка.
Предварительная работа: прогулка детей по улицам и домам микрорайона около детского сада. Обратить внимание на дома, придворовые площадки (для сравнения с постройками на картине «Московский дворик»).
Методические приемы: предварительная беседа, много ли домов в вашем городе? Все ли они одинаковые? Как называется ваш город? В каком доме вы живете? Кто строит дома? Какие дома бывают (многоэтажные, благоустроенные, деревянные, панельные, кирпичные).
Активизация словаря: дворик, окраина города, храм, колодец, пустырь.
Вопросы: Как вы думаете, о чем рассказывает художник в этой картине, как мы можем догадаться, что это не современный город? Какие здания вы видите? (двухэтажные, низкие, длинные). Какие здания видим на втором плане, как они называются? (храм и церковь). Как узнали? (есть купола, кресты). Что и кого мы видим на первом плане? (заросший сад за изгородью, кустарник перегнулся через деревянную ограду. Посередине двора колодец, он закрыт, вдали видим лошадь, запряженную в телегу. Кого еще видим на картине? (дети играют на лужайке, девочка в длинной юбке рассматривает что-то в руках, маленькая девочка громко плачет, у нее широко раскрыт рот. Женщина несет ведро с водой). Что можно сказать о погоде, небе, деревьях? Какие краски больше использует художник? Какое настроение вызывает у вас эта картина? После небольшой паузы предлагаю немного помечтать (можно фоном включить спокойную музыку).
Ребята, давайте придумаем рассказ по этой картине, как бы картина оживает. На окраине Москвы виднеется московский дворик. Большое белое здание виднеется из-за зарослей кустарника, ветки кустарника перекинулись через ограду. Вдали виднеются деревянные постройки и большой храм с золотыми куполами. Невдалеке стоить небольшая церковь в зарослях ветвистых деревьев. На большом пустыре играют дети. Девочка в белой блузке и черной юбке внимательно что- то рассматривает в ладошках (дети фантазируют, что рассматривает девочка, малышка, почему то плачет.
- Предлагаю детям продолжить рассказ, проявить выдумку, фантазию.
Итог: составить мнемотаблицу по своему рассказу.
Конспект занятия
Рассматривание картины А. И. Лахтионова «Письмо с фронта».
Программное содержание: Учить детей понимать основную цель художественного произведения. Определять настроение персонажей, как это передал художник в своем произведении? Учить выделять главный замысел произведения, сопереживать героям. Развивать чувство патриотизма, гордость за Родину, воинов. Учить последовательно составлять рассказ по содержанию картины, проявлять фантазию.
Методические приемы и предварительная работа: рассматривание картин на военную тематику. Чтение произведений Л. Кассиль «Твои защитники», «Пишу тебе письмо» - Я Аким. Прослушивание произведения «Вставай страна огромная» Лебедева – Кумача, музыка Александрова.
Вопросы: Кого и что изобразил художник на первом плане? Какое настроение у женщин и детей? Что нам об этом говорит? Чему так обрадовались женщины и дети? Кто принес им письмо? Как догадались, что фронтовик? Что вы о нем можете рассказать? Что делает мальчик? Внимательно ли его слушают? Что мы видим на втором плане? Какие здания видны в дали? Каким вам представляется пейзаж? Городской или деревенский? Как определили? Какую погоду и какое время суток изобразил художник на картине? Какие краски подобрал художник что бы изобразить ясный летний день?
- А теперь, ребята, я предлагаю вам составить небольшой рассказ по этой картине. Я начну, а вы продолжайте.
Шла Великая Отечественная Война. Все ждали весточки с фронта. И вот в один прекрасный солнечный день вдруг постучались в дверь старенького, требующего ремонта дома. Хозяйка широко открыла дверь, тут же подбежала дочка, оперлась плечом о дверной косяк, заглядывала с любопытством, кто же там пришел? На пороге стоял солдат с перевязанной рукой и с палкой – тростью в другой руке. Он передал письмо. Хозяйка взяла очки, но от волнения не смогла ничего прочесть, она давно ждала от мужа вестей. Тогда она позвала младшего сынишку….(предлагаю вам продолжить рассказ, выразить свое отношение к произведению).
Обобщение педагога: Мы с вами живем в великой стране Россия, ни раз на нашу Родину нападали враги и наши воины всегда защищали свои города и села. А их семьи всегда ждали весточки с фронта. И какая была радость, когда получали письма и читали их. И радовались, и плакали все вместе.
Итог: Записать составленные детьми рассказы, поместить в альбом «Наше творчество», чтение стихов из сборника Е. Благиной «Письмецо», «Папе на фронт», «Почему ты шинель бережешь?»
Конспект занятия
Рассматривание картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Программное содержание: Учить детей понимать содержание картины, показать, как пробуждается природа весной, как художник отображает в своём произведении, формировать представление о пейзажной живописи. Научить в своих рассказах использовать стихотворные выражения. Воспитывать интерес к живописи.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в природе весной, теплая вода заливает улицы, участки.
Методические приемы: Чтение стихов: «Весна, весна! Как воздух чист!» (Е. А. Баратынский, «Апрель» (С. Козлов). Прослушивание музыкального произведения «Времена года. Весна» (П. Чайковский)
Активизация словаря: половодье, талая вода, разлив.
Вопросы: Как вы думаете, глядя на картину, о каком времени года мы сегодня поговорим? Как вы догадались, что нам об этом говорит? Что мы видим на первом плане? Почему деревья оказались в воде? Какая вода? (голубая, прозрачная). Почему она нам кажется голубой? (отражается небо). Как вы думаете, протекала ли здесь река? Что нам об этом говорит? (извилистый берег, на краю стоит привязанная лодка). Почему река стала такой широкой? (она размылась от растаявшего снега) – образовалось половодье, талая вода стекла в речку. В какое время года бывает половодье? Весну на картине художник изобразил раннюю или позднюю? Как узнали? (нет листьев, травы). Что видим на втором плане? (река делает поворот и виден вдали берег). (Вдали видны дома, а воду попали небольшие деревянные постройки). Что можно сказать о погоде, утро это или уже вечер? Какими красами отобразил это художник? Какое настроение вызывает у вас это произведение?
Использую игровой момент (книжка-раскладушка «Моё настроение»).
Ребята, я вам расскажу одну историю, мне нашептал её легкий, весенний ветерок. Но он быстро улетел, и история осталась незаконченной. Вы мне, пожалуйста, помогите её закончить.
Ранней весной, когда солнышко стало припекать и с берегов небольшой реки сошел снег, она стала наполняться талыми водами и становилась всё шире и шире, пришла большая вода. По небу поплыли небольшие белые облака и отражались в голубой воде. Маленький островок, где росли берёзки и осинки, быстро затянуло водой и они так и стояли в прохладной воде. И любовались собой, как в зеркале. У осинок остался с осени на веточках потемневший от времени наряд, а берёзки тянули свои ветки к солнцу, чтобы быстрее распускались листочки, природа просыпалась. Маленькая рыбацкая лодочка легко покачивалась на поде у берега…
Ребята, глядя на картину продолжите рассказ, подумайте о чем хотел рассказать художник в своей картине? (варианты рассказов детей).
Итог: пополнение альбома «Наше творчество» рассказами детей.
Беседа с детьми
по картинам художников В. А. Серова «Мика Морозов» и И. Е. Репина «Стрекоза».
Программное содержание: учить детей понимать портретный жанр живописи. Научить через восприятие портрета понимать настроение человека. Формировать внимание и чуткое отношение к людям».
Методические программы: Игра: «Моё настроение» (пособие – «Угадай какое настроение»).
Установка: - Сегодня мы рассмотрим портреты детей. Напомните мне, пожалуйста, какие портреты бывают (погрудный, толстый, во весь рост.). Посмотрите на портреты, чем они схожи, чем отличаются? («Мика» - поясной портрет, «Стрекоза» - во весь рост, но сидя).
Кого мы видим на переднем плане.
Художник изобразил свою дочку. Как вы думаете, почему он назвал её стрекозой? (платье и шляпка зелёного цвета с пятнышками как у стрекозы, (непоседливая, веселая). Что нам об этом говорит? (она забралась на жердочку). Какое настроение? Что об этом говорит? (веселые лица, улыбка, щёки розовые, она наверное болтает ногами).
Как думаете, какая погода изображена на картине? Что нам об этом говорит? (ясное голубое небо, девочка освещена солнцем).
Во что она одета? (ответы детей). Это современная девочка или нет? Как вы догадались? (по одежде).
Попробуйте составить небольшой рассказ.
- Веселую девочку, папа назвал стрекозой, она была подвижная, весёлая. Она нарядилась в зелёное в крапинку платье и зелёную шляпку, папа сказал: «Ну ты точно стрекоза!». День был солнечный, по небу плыли редкие облака. Стрекоза побегала, подруг рядом небыло и она забралась на высокую жердь и свесив ноги, болтала ими и о чём-то мечтала… Настроение было замечательное (предлагать детям продолжить рассказ).
- А теперь обратите внимание на другой портрет, мальчика Мика (Миша).
- Что можно сказать о его лице? Куда устремлены, глаза, какие губы? (удивление, что-то хочет сказать).
- Какая у него одежда, где он сидит?
- Почему художник написал портрет на тёмном фоне? (свет не попадал, окна закрыты шторами, темные обои – варианты ответов, (Мика только проснулся).
- Что скажем о руках? (держится за подлокотники, как будто хочет соскочить со стула, стул старинный из тесного дерева).
Давайте, ребята, и о нем расскажем.
- Мику разбудил, какой-то шум за окном. Он соскочил с кровати, сел на высокий стул и ждал. Мама должна была принести чистую одежду, во сне у микки немного растрепались кудрявые волосы, щёки горели ярким румянцем. Мика приоткрыл рот, чтобы позвать маму, может ему хотелось скорее поиграть, но он терпеливо ждал. (дети продолжают рассказ, проявляющий выдумку, творчество).
Обобщение: Мы в картинах увидели, как художники передали настроение и характер детей. Какое настроение у вас вызвали эти произведения? Попробуйте сами нарисовать портрет себя или товарища.
Конспект занятия.
Рассматривание картины «Рыболов» художника В. Г. Петрова.
Программное содержание: Познакомить детей с творчеством художника В. Г. Петрова. Научить детей понимать суть картины, самостоятельно определять мысль произведения. Развивать воображение, фантазию, словотворчество. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Активизация словаря: рыболов, клюет, водная гладь, снасти, крынка.
Методические приемы: игры «Поймай рыбку», «Выложи картинку из пазлов», «Разрезные картинки»
Вопросы: Какое время года и время суток изобразил художник в картине? Почему вы так думаете? Что нам об этом говорит? (раннее утро, солнце восходит). Почему так названа картина? Кого мы видим на первом плане? (мужчину рыбака). Молодой или пожилой мужчина? Во что он одет? Куда он так внимательно смотрит? (на гладь воды, не клюет ли рыба). В какой позе стоит рыбак? (чуть наклонен вперед, опершись руками на колени). Что лежит на берегу? (снасти, деревянное сиденье, крынка с молоком или квасом). Кого видим на втором плане? (за пригорком другого рыбака, что о нем можно рассказать? (увлечен рыбалкой).
Рассказ педагога: Ранним утром, когда солнце поднималось и освещало все небо первыми светлыми лучами. Павел Егорович (так назовем рыбака) собрался на рыбалку, он был знатный рыбылов. Оделся по теплее в теплую длинную рубашку. Повязал на шею шелковый платок, начистил сапоги и шляпу. Он был человеком не бедным, очень аккуратным. Взял с собой удочки, снасти, деревянное сиденье, крынку с квасом и отправился на рыбалку. Когда пришел на берег реки, то увидел, что недалеко уже сидит рыбак. Тогда Павел Егорович отошел чуть подальше и стал устраиваться на берегу.
Педагог предлагает детям закончить эту историю, проявить фантазию
Итог: Рассказы детей помещаем в альбом «Наше творчество»
Игра: «Выложи картинку из пазлов»