Мария Шарова
Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и родителей
В соответствии с федеральными государственными требованиями, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раздел образовательной области «Музыка» направлен на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и родителей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
развитие музыкально – художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных.
Наш детский сад – дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа, поэтому мы реализуем одну комплексную программу «От рождения до школы», но большой интерес вызывает программа «Росинка» авторы: Л. Куцакова, С. Мерзлякова.
В настоящее время мы в своей работе стали больше уделять внимания фольклору, народным традициям и обычаям, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи.
В ходе занятий, я как музыкальный руководитель, нацеливаю педагогов на организацию детской поисковой активности, так как именно в процессе поиска – развивается природная любознательность ребят, формируется активное отношение к окружающему, обогащается их жизненный опыт.
Раздел образовательной области «Музыка» интегрируется с разделом «Познание» и «Художественное творчество», поэтому внедрили в практику работы с детьми интегрированные, доминантные, комплексные занятия. Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в неё с самого раннего детства. По – настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелёгкая для педагога задача.
Ребёнок на занятии не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности.
В прошлом учебном году провели фольклорный праздник «День земли», комплексное занятие «Зимние забавы», интегрированное занятие «В гостях у Маши и Дуняши», весеннее развлечение в младшей группе «Паровозик из Ромашково», фольклорный праздник «Масленица». Осенью этого года провели интегрирование занятие «Деточки-конфеточки» в старшей группе, в младшей «Путешествие в осенний лес», в средней группе «В огороде пугало».
В феврале месяце в рамках аттестации совместно с воспитателями Лысенко Н. Н., Колесниковой О. И. провели фольклорное развлечение «У милой матушки в дому».
Постоянно работаю над дикцией, ребёнок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учу детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции, приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребёнка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание – это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Я вижу в каждом ребёнке таланты и способности, помогаю их развитию.
Провела два открытых занятия на методобъединении дошкольных работников : «Мой Алтай» и «Родина моя – Россия». Успех проводимых мероприятий зависит от грамотной организации занятий, эффективности используемых приёмов обучения, умения внести степень новизны, игровых моментов, в тщательно подобранном дидактическом материале и атрибутов. На занятии «Мой Алтай» впервые были использованы видеоролики «Легенда об Алтае», «Реки Алтая». Дети исполняли импровизацию слияния двух рек, познакомились с достопримечательностями Алтайского края, родного села, отгадывали загадки, пели песни о родном крае.
На музыкально – поэтическом занятии «Родина моя – Россия» под песню «Флаг России» дети выполняли перестроения, исполняли песни о России.
Одним из главных видов взаимодействия педагогов, родителей и детей являются праздничные утренники. Праздник является действенным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребёнка. Праздничный утренник – это радость, которую приносят совместные переживания, исполнительская деятельность и, конечно, сюрпризность, встреча с любимыми персонажами сказок.
Но особенным отличием праздничных утренников, является присутствие родителей. Любому сотруднику детского сада известно, как загораются глаза у ребёнка в присутствии матери или отца, как хочется ему показать свои успехи, свои таланты, именно в их присутствии.
Именно совместные праздники, их дух доброго соперничества позволяет в полной мере испытать чувство гордости за то, что вот она мама или папа и даже если проиграл, уже становится неважно.
При подготовке стараемся сделать так, чтобы костюмы, атрибуты, оформление готовили все вместе и, чтобы родители знали, какую роль исполняет ребёнок
Я вместе с воспитателями тщательно продумываю всю предварительную работу. При составлении календарного плана намечаем, какие занятия, экскурсии по развитию речи и ознакомлению с окружающим необходимо провести с детьми.
Музыкально – литературный материал служит созданию эмоциональной атмосферы утренника. Особое место отвожу музыке, которую подбираю соответственно общему характеру праздника, его отдельным моментам. Для меня важно, чтобы музыка, звучащая на утреннике, была выдержанна в едином стиле. Использую на утренниках грамзаписи для слушания вокальной, хоровой, инструментальной музыки в исполнении профессионалов, мастеров музыкального искусства. Использую грамзапись как оформление к сценке, сюрпризному моменту. Большое внимание
уделяю русской и народной музыке и песне; использую и обыгрываю на утреннике обычаи, фольклор, игры.
Часто в программу праздника включаю выступление детского оркестра, участие в котором – источник радости для каждого ребёнка. Кроме того, это большое воспитательное и образовательное средство: развивается слух, музыкальная память, чувство ритма. У детей повышается чувство ответственности, организованности, сплочённости и взаимопомощи.
Каждый сценарий хорошо продумываю. И считаю, что нельзя
превращать праздник в концерт для взрослых, когда дети выполняют роль актёров. Я пришла к выводу, что исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых сюрпризными моментами, играми, зрелищами, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник запоминающимся на всю жизнь.
За последние годы в организации праздничных утренников много изменилось, более активными стали педагоги, каких только ролей они не исполняют: Баба Яга, Кощей бессмертный, Буквоед, Царица Осень, лесник, снежная королева, Почтальон Печкин, леший, старуха Шапокляк, Маша и Дуняша, Карлсон, Злючка – Колючка, Лиса Алиса, Кот Базилио, Незнайка и т. д.
Присутствие сказочных героев делает праздничные утренники эмоциональными, зрелищными, увлекательными. Дети по серьёзному выполняют задания, участвуют в их спорах, стараются проявить себя положительно. Нельзя не отметить реакцию родителей, когда во время утренника они снимают на камеру и во время театрализованного действия забывают о том, что они снимали. Особенно интересно в этом плане проходят новогодние утренники, выпуск в школу, осенние, летние развлечения, день знаний. Не так давно традиционными стали праздники посвящённые Дню матери, пожилому человеку, дню семьи. Особой отличительностью этих мероприятий является участие родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев. Они участвуют вместе со своими детьми в конкурсах, играх, соревнованиях, что создаёт атмосферу доверительности, поддержки, сопереживания, доброго соперничества.
Большую роль в развитии творческих способностей детей играют развлечения, которые не требуют большой подготовки (день смеха, дни рождения, спортивные, экологические, сезонные). На этих развлечениях больше проводится игр, конкурсов, соревнований, где принимают участие даже дети очень замкнутые, которые стесняются при большой аудитории. Это позволяет вселить в них уверенность в своих силах и в дальнейшем выполнять более сложные роли.
Много терпения и времени требует подготовка сольных номеров, как индивидуальных, так и групповых. Иногда бывает, что у ребёнка есть слух, но практически его невозможно заставить петь, поэтому приходиться долго и кропотливо работать индивидуально. Но зато, какую радость и гордость ощущаешь, когда номера воспринимают родители на бис. В настоящее время почти на профессиональном уровне исполняет песню «Про папу» дуэт Кучмистова Алина и Помазуева Катя. С сольным номером на День матери выступала Кравченко Вика с песней «Самая лучшая песня про маму». Задорные частушки к Дню 8 марта исполняли девочки средней группы Сайко Ева, Долженкова Нелли, Кекина Полина.
Как музыкальный руководитель первой открыла талант у Сергиенко Яны, Лысенко Вики, Коваленко Яны, Сойниковой Саши. Эти дети, выйдя из стен детского сада, продолжают заниматься в вокальных студиях, имеют множество наград и дипломов.
Дети творчески раскрываются и находят пути для реализации своего потенциала.
Хорошо зная своего ребёнка, его характер, склонности родители отмечают, что дети стали более раскрепощёнными, непосредственными, естественными, они активны не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в повседневной жизни.
К оформлению музыкального зала подхожу грамотно и со вкусом. Изготавливаю атрибуты к отдельным номерам утренников, костюмы для героев.
Мой опыт показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом мне помогает проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, оформляю ширмы – передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей.
Привлекаю родителей для изготовления реквизитов: были сшиты рубашки и шаровары для мальчиков, сарафаны для девочек, изготовлены балалайки, венки для хоровода.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на методических объединениях детских садов района и т. д., активное участие воспитанников в художественной самодеятельности Дома Культуры.
Праздники, которые несут в себе радостные впечатления, занимают большое место в жизни дошкольника. Радостный праздник – праздник навсегда!
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга, лучшими страницами которой станут праздничные дни – праздничные утренники!