Ирина Грузинова
Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности».
«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
С. Т. Шацкий
Публикация «Опыт педагогической работы „Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Сегодня родители и педагоги как никогда ранее обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
С ростом технического прогресса образ нашей жизни неуклонно меняется. Стоит только взглянуть на детей, которые уже с малого возраста лучше многих взрослых справляются с планшетом и компьютером. И многие родители, не скрывая гордости, хвастаются знакомым и друзьям, как их малыш ловко справляется с ними. Все ли так однозначно?
Стоит просто задать себе вопрос, а сколько времени ребенок тратит на коллективные игры со сверстниками, общение с родителями и друзьями? Ученые и педагоги с тревогой предупреждают о влиянии гаджетов на развитие ребенка в социальном плане. Такого рода техника препятствует выработке у детей чувства сострадания, сожаления по отношению к другим, а все по тому, что они меньше времени проводят в общении с людьми. Это в свою очередь порождает проблемы в социуме и коммуникации. Ведь в сложном процессе становления личности человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Стремление многих родителей к всестороннему развитию ребенка, часто приводят к чрезмерной учебной нагрузке в ущерб игровой деятельности дошкольников. Родители с удовольствием записывают ребенка на всевозможные секции и кружки. Индивидуальные и личные достижения ребенка, становятся для родителей самоцелью, более важным, чем игры со сверстниками в «Дочки-матери», «Казаки-разбойники», «Краски». Очевидно, что игра уходит из детства и оно, как гоночная машина, на полной скорости проносится мимо тех детей, которые по вине родителей не наигрались вдоволь.
Игры наших детей все больше содержат сюжеты, заимствованные из мультфильмов, имеющих агрессивный характер, а используемые в играх детей коммуникативные средства как зеркало отражают жестокие отношения виртуальных героев.
В системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО игра является основной формой и ведущим видом деятельности во всех образовательных областях, обеспечивая социально-коммуникативное развитие детей и способствуя формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.
Так можно ли научить ребенка общаться? И что нужно сделать, чтобы ребёнок не растерял эту природную способность - играть. Ведь именно в игровой деятельности он осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социально-коммуникативных отношений.
Эта проблема направила меня на поиск современных подходов в решении данного вопроса.
Целью моей работы стало создание оптимальных условий для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для реализации цели мною были определены задачи:
1. Осуществить анализ современного подхода к проблеме социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
2. Создать оптимальные условия для полноценного общения в различных видах игровой деятельности.
3. Привлечь внимание родителей и повысить их компетентность в вопросах социально-коммуникативного развития ребенка.
4. Совершенствовать систему социального взаимодействия с родителями и социальными партнерами образовательного учреждения в условиях реализации различных форм межведомственного взаимодействия.
Исходя из поставленных целей и задач, я предположила, что создаваемые условия дадут возможность практического претворения инновационных идей и методик в процесс совершенствования игровой деятельности.
В ходе работы я предполагала получить конкретные результаты.
Работа по заявленной теме позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах совершенствования социально-коммуникативного развития дошкольников.
Предметом исследования игровая деятельность
Объектом исследования - процесс социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста посредством использования игровых форм работы.
В рамках реализации работы, я разработала долгосрочный практико-ориентированный проект «Учимся общаться играя!» «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Работа по проекту осуществлялась в четыре этапа.
На первом (подготовительном) этапе, в октябре 2012г., я изучила нормативную, методическую литературу по данному вопросу. Для решения обозначенной проблемы в работе с детьми я определила цель проекта.
Цель проекта: определение влияния сюжетно-ролевой игры на процесс формирования социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы и охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в развитии дошкольника.
2. Обосновать и проанализировать значение сюжетно-ролевой игры в процессе развития социально-коммуникативных навыков дошкольников.
3. Определить и создать условия для внедрения социально-ориентированных и коммуникативно-направленных сюжетно-ролевых игр с учетом возрастных особенностей дошкольников.
4. Провести мониторинговое исследование уровня сформированности социально-коммуникативных компетенций дошкольников
5. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по внедрению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.
Исходя из цели и поставленных задач, я предложила, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития общения и становления доброжелательных межличностных отношений у детей дошкольного возраста, способствует гармонизации, социализации и коммуникации ребенка.
Эффективное развитие сюжетно-ролевой игры возможно при соблюдении следующих условий :
- создание благоприятных условий для сюжетно-ролевых игр дошкольников;
- привлечение внимание взрослых к игровой деятельности детей;
- устранение причин блокирования коммуникативного развития в педагогическом процессе.
Мною были изучены труды психологов и педагогов по проблеме, ведущие теоретические положения педагогики о роли игры в коммуникации и социализации личности детей.
Методологическая основа проекта представлена на экране.
Изучив труды Лисиной М. И., и Репиной Т. А., я пришла к выводу, что именно в дошкольном периоде необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, научить общению. Ведь как отмечал В. В. Давыдов: "Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности".
Далее было проведено обследование социально-коммуникативных компетенций детей, включающее наблюдение, беседы с детьми, родителями, педагогами.
Данные диагностики в процентном соотношении представлены в диаграмме. Проанализировав полученные в ходе диагностики результаты, я пришла к выводу: что основой опытно-педагогической работы станет внедрение деятельностного подхода в процесс развития социально- коммуникативных навыков посредством социально-ориентированных игр.
Свою опытно-практическую деятельность я начала с создания в группе специально организованной предметно-развивающей среды, с учетом основных принципов ее построения. Это было сделано для того, чтобы ребенок легко мог самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включить в игру сверстников. Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Школа», ориентировано на специфику игровой деятельности мальчиков и девочек.
Деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием, а также с участием педагогов и родителей.
Оснащенность группы и детского сада современными техническими средствами давала возможность просматривать слайды, видеофильмы, слушать стихи, песни.
В целях оптимизации работы по социально-коммуникативному развитию был разработан комплекс игр «Школа общения», которые помогали ребятам преодолевать различные трудности в поведении, развивать эмоционально-волевую сферу, обучать различным способам реагирования на проблемную ситуацию, способствовать формированию социальных навыков поведения. Были изготовлены дидактические игры, систематизированы подборки логоритмических и пальчиковых игр, игр с предметами и игрушками, словесных, настольно-печатных, игр с правилами, требующих от ребят умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть при этом справедливым, честным, уступчивым. Такие виды игр не только расширяли представления детей об окружающем мире взрослых, но и создавали базу для возникновения полноценных сюжетно-ролевых игр.
Наблюдения за игрой детей в начале опытно-педагогической работы показали, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты.
Во-первых, это было показателем того, что у детей недостаточно представлений о профессиях и о профессиональной деятельности взрослых в различных видах труда. Это объясняется тем, что личный опыт детей зачастую ограничен посещением магазина, поликлиники и группы детского сада.
Во-вторых, уровень общения был снижен, дети не проявляли достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирали себе ее участников.
Чтобы представления детей были более разнообразными, им необходимы дополнительные знания об окружающем мире. С этой целью я разработала перспективный план экскурсий, которые проводились на всех этапах работы над проектом, но с различными целями.
Методика работы в рамках проекта была разработана с учетом деятельностного и интегрированного подходов. Подобранный материал, отлаженная система работы и сроки реализации проекта позволяли отслеживать положительную динамику развития социально-коммуникативных навыков детей в игре.
В ходе реализации проекта образовательная деятельность была интегрирована с ближайшими и доступными социокультурными объектами, которые окружают ребенка, таким образом, вовлекая его в социально-коммуникативную деятельность.
Самыми яркими событиями на основном этапе реализации проекта стали экскурсии в школу, магазин, школьную библиотеку, школьный музей, воинскую часть, на почту, И если в начале дети наблюдали за деятельностью взрослых на каждом социально-значимом объекте, то в дальнейшем дети стали самыми активными ее участниками: покупателями, читателями, учителями.
В процессе проведения экскурсий, наблюдений за самостоятельной игровой деятельностью детей я заметила, что дошкольники часто затрудняются в построении речевого высказывания в ситуации общения.
Совместно с родителями были организованы акции:
- «В магазин за покупками», в ходе которой каждый ребенок имел возможность совершить покупку очень важного для всей семьи товара;
- «В парикмахерскую за модной прической». Ребята познакомились с модными молодежными прическами;
- «Скоро в армию пойду» - практическая экскурсия в воинскую часть, где ребята имели возможность пообщаться с военнослужащими.
При этом особое внимание уделялось развитию социально-коммуникативных навыков, правильной постановке вопросов, доброжелательности, культуре общения.
Педагоги детского сада прониклись идеей расширения границ детского общения, активного использования объектов социокультурного назначения с целью активизации работы по социально-коммуникативному развитию.
С это целью педагоги детского сада разрабатывали практический материал, проводили консультации, семинары с педагогами и родителями. В помощь молодым воспитателям были особенности проведения социально-ориентированных игр.
Главными помощниками и активными участниками всех мероприятий, проводимых в рамках проекта стали родители. Ведь семья является основным фактором развития игровых интересов ребенка дошкольного возраста. Ребенок вносит в игру все, что «впитывает» в семье.
В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
Наши родители с удовольствием принимали участие в создании предметно-развивающей среды группы, организации и проведении экскурсий.
В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что, не все родители понимают важность такого сотрудничества, ссылаясь на свою занятость. Другой не менее важной проблемой оказалось недостаточное знание родителей о правилах организации и проведения различных игр в семье.
Учитывая тот факт, что родители являются активными участниками образовательного процесса, я наметила план работы с родителями и использовала следующие формы взаимодействия с ними, вы их видите на экране.
В результате проведенного анкетирования 98% родителей убеждены в необходимости организации игровой деятельности в семье, и только 23% из них организовывают такую деятельность регулярно.
Учитывая результаты анкетирования, я подготовила рекомендации для родителей, подробно объяснив, как они могут играть с ребенком не отвлекаясь от своих домашних обязанностей. Такими играми являются: игры на кухне, игры по дороге в детский сад, в ванной комнате, игры в гараже с папой и т. д.
В итоге мною были обобщены результаты всей работы над проектом.
Данные диагностики в процентном соотношении представлены в диаграмме.
Сравнительный анализ в период с 2012 по 2015 год показал рост развития социально-коммуникативных навыков детей на 16%, что позволяет определить правомерность выдвигаемой гипотезы.
Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показали следующее. Дети стали играть больше в игры социально-ориентированной направленности, соблюдаются заранее оговорённые правила. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в микрогруппы, их игровые интересы устойчивы. Широко используют атрибутику игры, игрушки заместители. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Взаимоотношения между участниками игры выстраиваются на основе взаимопонимания и взаимопомощи, носят доброжелательный, открытый для общения характер. Конфликтные ситуации в игре возникают реже, и зачастую разрешаются самими детьми. Дети используют развёрнутую диалогическую речь на всём протяжении игры.
Оценив сделанное я наметила дальнейшие перспективы:
Итак, я пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра является действенным и эффективным средством социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.
Игра – настоящая социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Игра дает возможность неуверенным в себе, робким детям преодолеть нерешительность и избавиться от комплексов, а детям с завышенной самооценкой согласовывать свои действия со сверстниками, прислушиваться к мнению окружающих. Игра влияет на становление коммуникативной неповторимости личности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Нам всем стоит задуматься как часто мы, взрослые, слышим от детей слова-приглашения: «Давай поиграем!» и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключений. И это приглашение – знак величайшего доверия!