Елена Низова
Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Практическая часть»
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей в процессе традиционных событий.
Мы начали работу по контролированию сотрудничества и взаимодействия между детьми и родителями на основе включения в образовательную деятельность традиционных событий.
Работа проходила в 3 этапа.
Первый этап: поисково-диагностический. Цель: определить уровень компетенции родителей и отношение детей к своей семье.
Публикация «Опыт работы „Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей, Практическая часть“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
На данном этапе дети в виде беседы рассказывали о том, что такое семья, в чем ее значение для человека; о своих близких, семейных традициях, увлечениях, положительных взаимоотношениях детей к своей семье. Кроме этого дети рисовали рисунки на тему «Моя семья» и комментировали их. Родители же дали свои ответы в опроснике «Готовность родителей к совместной деятельности с детьми». Благодаря этому мы выполнили цель первого этапа.
Второй этап: проектировочный. Цель: отобрать содержание, традиции процесса воплощения в жизнь.
На данном этапе мы отобрали те традиции, которые будут реализоваться в старшей группе. Это традиции: дня, месяца и года. Традиции дня: утренний сбор, итоговый сбор, панорама добрых дел, минуты чтения, творческая мастерская, письмо заболевшему другу, листы активности по лексическим темам. Традиции месяца: «День (имянниника) рождение», выставки коллективные и индивидуальные, тематические встречи «Профессия моих родителей». Традиции года: праздники и развлечения «День Матери», Новый год», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Театральный фестиваль»; «Мы рады встрече – после летних и зимних каникул», конкурс чтецов с участием родителей. Далее мы предложили родителям возможность включения в разнообразные формы с детьми, связанные с традициями.
Третий этап: внедренческий. Цель: реализовать содержание, ценность традиций процесса, становление положительных взаимоотношений детей и их родителей.
На этом этапе дети и родители участвуют в традициях группы. Традиции дня. Каждый день в утреннем групповом сборе дети приветствуют друг друга, обмениваются новостями, рассказывают о традициях, семейных событиях, домашних делах с родителями. Итоговый сбор проходит вечером, где дети рассказывают как прошел прожитый день в группе, что хорошего произошло, а что нужно доделать, планируют добрые дела на следующий день. На вечернем сборе дети не только осознавали свою успешность, но и радовались достижениям сверстников, оценивали поступки товарищей. Родители знакомятся с панорамой добрых дел, дети им рассказывают, что сделали хорошего, чем занимались. Особенности детей с ОНР нацеливают нас на вовлечение детей вступать в общение, так как из-за дефектов речи дети неактивны, неразговорчивы и им трудно самостоятельно сразу вступать в общение, поэтому мы проговариваем совместные дела вместе со всей группой, а дети рассказывают об этом дома родителям, близким. Минуты чтения интересны стали детям потому, что мы предлагали кому-то из родителей почитать то, или иное произведение. Какой восторг и интерес мы увидели в детях, что чья-то мама читает рассказ. Творческая мастерская помогала нам изготавливать подарки, рисунки заболевшим товарищам, родителям к праздникам, украшения для группы. Дети не только упражнялись в изобразительной деятельности и конструировании, но и осваивали разные способы организации сотрудничества, старались выполнить работу с особой любовью и старанием. Письмо заболевшему другу дети готовили в вечернее время. Они с удовольствием рисовали свои дела в группе, разные смешные рожицы, яркие рисунки, стараясь передать другу заряд бодрости. Отправляли письма наши родители. Дети передавали письма, а родители доставляли их. Листы активности мы выставляли в родительский уголок, как наглядный материал с целью знакомства родителей с лексической темой недели и передачи рекомендаций закрепляющего характера с детьми в домашних условиях.
Традициями месяца были досуговые мероприятия «День рождения (имянниника)». Это позволяло нам выразить внимание не только к детям, но и к их родителям. Благодаря родителям мы устраивали чаепитие, украшали группу, приготавливали сюрпризы для иммяниников. Конечно, каждый ребенок потом рассказывал своим близким о прошедшем мероприятии, показывал подаренный шарик или выигранный приз за правильный ответ. Все это способствовало налаживанию положительных взаимоотношений с детьми и их родителями. Индивидуальные выставки способствовали знаниям детей о традициях и увлечениях семьи («Моя мама рукодельница», «Художники моей семьи». Коллективные выставки носили тематический характер и приравнивались к определенным праздникам и датам («Дары осени», «Зимние фантазии», «Кормушка для птиц» и др.). Работы изготавливались вместе с детьми и это объединяло взрослых и детей в общих делах, вселяло им силы и уверенность в завтрашнем дне. Тематические встречи «Профессия моих родителей» проходила каждый месяц. Мы приглашали своих мам, пап, с целью рассказать детям о своей профессии, своих достижениях, показывая свои умения и навыки. Дети не только узнавали новое от родителей, но и учились общаться с взрослым с особым интересом и комфортом для собственной речи, старались быть активными. Особенно можно отметить, с какой любовью и благодарностью дети смотрели на своих близких, гордились их знаниями и умениями. Все это давало возможность узнать семью каждого воспитанника, понять ее стороны в воспитании детей, а иногда и просто поучиться. Традициями года мы называем праздники и развлечения. Многие из них стали традиционными. Родители выступают активными помощниками в традициях, они оказывают помощь в подготовке украшений, атрибутов к праздникам, театральному фестивалю. С удовольствием родители исполняют роли на праздниках, делятся друг с другом традициями, которые существуют в их семьях. Ощущение радости совместных дел порождает чувство удовлетворения, сплачивает детей и взрослых, что опять подтверждает ценности традиций.
Четвертый этап: итогово-аналитический (диагностический). Цель: сопоставить уровни диагностики, определить эффективность проведенной работы.
На данном этапе мы вновь провели с детьми беседу «Моя семья», обработали рисунки детей, включая их комментарии к ним; сравнили ответы опросника «Готовность родителей к совместной деятельности» в начале и конце года.
Для реализации наших задач мы использовали следующие методы:
-сюрпризные моменты – помогали вызывать интерес к разным традициям;
- чтение, беседа – помогали закреплять знания о проделанной работе; познавать окружающий мир, включаться в процесс общения.
-игровые и практические ситуации – обогащали знания детей;
-путешествие по карте (как я провел летние и зимние каникулы);
-рассматривание коллекций;
-социально-эмоциональные игры;
-совместная продуктивная деятельность;
-«панорама добрых дел»;
Мы выбрали следующие формы работы :
- традиции дня, месяца, года (см. описанные выше)- открывали новые возможности для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;
-опросник – направлен на выявление особенностей взаимодействия родителя и ребенка;
- утренний сбор, итоговый сбор - направлен на обмен новостями, традициями семьи, обобщение с родителями о прошедшем дне; нацеливание вступать в контакт с взрослыми и сверстниками;
- минуты чтения – помогали пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, повысить чувство гордости за свою семью, близкого человека;
-творческая мастерская – помогала объединять всех участнико, вызывала интерес к сотрудничеству;
- коллективные и индивидуальные выставки – позволяло родителям делиться традициями, увлечениями своей семьи; наладить сотрудничество между родителями и детьми;
- листы активности мы выставляли в родительский уголок, как наглядный материал с целью знакомства родителей с лексической темой недели и передачи рекомендаций закрепляющего характера с детьми в домашних условиях;
- тематические встречи «Гость группы» - направлены на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных способностей ребенка и родителя;
- праздники и развлечения – устанавливали эмоциональный контакт между родителями и детьми,
Условия.
- Провели консультацию для родителей «Сотрудничество на благо ребенка»;
-разработали конспекты тематических встреч «Профессии моих родителей»;
- разработали листы активности в рамках лексических тем;
- подготовили среду для коллективных и индивидуальных выставок, творческой мастерской;
- изготовили и воплотили в жизнь «Панораму добрых дел»
- разработали различные мероприятия (праздники и развлечения) по развитию положительных взаимоотношений с детьми и их родителями.
Взаимодействие с родителями воспитанников позволяет лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает взрослым глубже узнать желания и переживания детей, а самое главное мы пробуждаем у детей проявлять активность в процессе общения, способствуем развитию сотрудничества детей и взрослых, развиваем положительные взаимоотношения между ними.
Таким образом, мы сделали вывод, что проводя систематическую работу по развитию положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей, наблюдается положительная динамика. Используя различные формы, методы и приемы работы с участием родителей мы убедились, что она эффективно помогает развивать у старших дошкольников с ОНР личностное качество (умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, необходимое для успешной социализации ребенка. Главное, чтобы дети и родители продолжали взаимодействовать друг с другом для дальнейшей коррекции в развитии и воспитания ребенка с ОНР и использовали полученные навыки в дальнейшей жизни.
3. Перспективы работы.
Эмоционально-положительное общение с окружающими людьми старших дошкольников с ОНР является важнейшим условием для дальнейшего успешного обучения в школе. Очень важно, чтобы к концу дошкольного детства у детей были сформированы навыки взаимодействия. Поэтому необходимо продолжать работу с детьми ОНР по развитию социально –коммуникативной сферы ребенка, и тогда, каждый ребенок успешно войдет в школьную жизнь.