Юлия Пименова
Педагогический опыт работы «Развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: Педагогический опыт работы Пименовой Юлии Викторовны «Развитие речи дошкольников».
2 слайд:
Люби, цени своё призвание
И назначением своим гордись!
Я так считаю:
Воспитатель - это звание!
Через него проходит чья-то маленькая жизнь!
Публикация «Педагогический опыт работы „Развитие речи дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Немаловажную роль в выборе моей профессии сыграл человек, который первым встретился в моей жизни – мой первый учитель Сидорская Галина Михайловна. Уже на своей первой кукле я начала упражнять свои воспитательные способности. В школе мои учителя пророчили мне педагогическое будущее, оканчивая школу, я точно знала, что так и будет. Проработав в средней школе 10 лет завучем по воспитательной работе, я по воле судьбы стала воспитателем МАДОУ Винзилинского детского сада «Солнышко», и ни минуты не пожалела об этом. Стаж работы воспитателем небольшой, два года. Но, за такой короткий срок я поняла, насколько ответственную должность я занимаю. Профессия педагога – это не только безграничное творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная, кропотливая работа, требующая больших усилий. Педагог должен постоянно работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, ставить перед собой высокие цели, двигаться к ним несмотря ни на что, а достигая, не останавливаться, идти вперед к новым целям.
3 слайд: Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, умения изменить то, к чему прикасается. Ни для кого не секрет, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Еще В. А. Сухомлинский говорил «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Я начала работать со своими детьми со второй младшей группы, их у меня тридцать два - и все они очень разные. Познакомившись, узнав каждого, я поняла, что все мои ребятишки очень любят заниматься продуктивной деятельностью, поэтому уже в младшей группе я уделяла особое внимание нетрадиционному рисованию, лепке, аппликации и так далее. В течение года детишки рисовали ватными палочками, ладошками, выполняли оттиск мятой бумагой, «набрызг» зубной щеткой и многое другое.
4 слайд: В декабре 2013 года я поделилась своим небольшим опытом с коллегами, и впервые выступила на РМО по теме «Секреты успеха художественной деятельности с малышами». Рассказав о разных видах деятельности, остановилась на работе с ватными дисками. В заключение своего выступления, я провела небольшой мастер-класс по аппликации из ватных дисков. Поделки из ватных дисков делаются быстро и легко, с ними справится каждый младший дошкольник. Каждая сделанная работа всегда дает положительный результат. Благодаря ватным дискам ребенок любого возраста сможет создавать красивые и оригинальные объемные картины.
5 слайд: Мы подросли, и вместе с ребятами перешли в среднюю группу. Растут мои дети, и вместе с ними я набираюсь опыта, продолжаю наблюдать, как меняются их интересы и потребности. В процессе наблюдения за деятельностью детей, делаю свой следующий вывод, что большую роль в воспитании и развитии речи детей играет развивающая предметно-пространственная среда. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Для того чтобы ребенку пребывание в детском саду не казалось однообразным и утомительным, чтобы он чувствовал себя уютно и комфортно в его стенах, я, опираясь на полученное педагогическое образование и требования ФГОС ДО, стала думать о внесении изменений в педагогический процесс. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Данные требования стали для меня основными правилами организации развивающей предметно – пространственной среды в нашей группе. Предметно-пространственную среду в группе я стала организовывать таким образом, что-бы каждый ребенок спокойно мог выбрать занятие себе по душе. Групповую комнату разделила на пять образовательных областей согласно ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие – одним из любимых уголков является уголок безопасности или уголок по ПДД. Здесь можно увидеть не только различные марки игрушечных машинок и строительные наборы нескольких видов. Рядом расположен разрешающий знак, известный всем детям с детства, «пешеходный переход» (зебра). Особенно здесь любят играть наши мальчики. В процессе игровой деятельности они продолжают знакомиться с правилами безопасности на дороге, улице, при пожаре и в незнакомых ситуациях. Этот уголок очень полезен и нужен всем детям.
Познавательное развитие – в содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, вот и в нашей группе оформлен уголок патриотического воспитания. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для нас педагогов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
В уголке экспериментирования размещён природный материал (шишки, жёлуди, ракушки и т. д.). По предложению детей мы в уголке сделали декоративный аквариум. В содержание уголка входит: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, прозрачные цветные пленки, увеличительные стекла, магниты, пипетки, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, мерные стаканчики.
6 слайд: Речевое развитие – создан книжный уголок, он расположен в спальне. Так как развитие активной речи является одной из основных задач развития детей четвёртого года жизни, то в уголке размещено много книг с яркими иллюстрациями, наборы предметных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам. Мы часто читаем книги и рассматриваем картинки по инициативе самих детей. Неоднократно дети сами рассматривают книги, рассказывая сказки по картинкам (самостоятельная детская деятельность). Традиционно в сон час я обязательно читаю своим детям перед сном, и им это очень нравится.
В группе создан театральный уголок. В этом уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный театр, маски для игр-драматизаций. Я стараюсь знакомить детей с различными видами театра. Сказку три поросенка на одноразовых стаканчиках мы изготовили вместе с ребятишками.
Художественно-эстетическое развитие - в уголке для художественного творчества есть наборы карандашей и фломастеров, восковые мелки, тонированная и белая бумага, гуашь и кисти, дощечки, пластилин и стеки, различные трафареты для рисования и украшения, кисти и салфетки для аппликации, стаканчики для воды. Этот разнообразный материал способствует развитию у детей творческого воображения и активности, развивает самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности. Детям очень нравится играть в музыкальном уголке. Здесь есть различные и уже любимые для детей музыкальные инструменты. Своими руками изготовлены шумовые инструменты и дидактические музыкальные игры.
Физическое развитие - спортивное оборудование, инвентарь находятся у нас в спортивном уголке, все это оборудование приобщает к физической, оздоровительной деятельности. У ребенка вырабатывается положительное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам. Зарядка после сна, босохождение по массажным дорожкам помогает малышам постепенно проснуться и активизировать биологически активные точки стопы. Наши уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
7 слайд. Организуя уголки сюжетно-ролевых игр, учитывала гендерный поход. Основой было создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. Однако, для развития игры недостаточно только хорошего оснащения группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В ходе беседы дети учились выделять главные качества девочек и мальчиков, сравнивали поведение детей в группе. Атрибуты для игры стараемся изготавливать вместе с детьми.
"Кафе" учит детей правильно сервировать стол, вежливости, внимательности, аккуратности. Обогащается словарный запас «официантка», «сервировка», «счет» и т. д. В процессе игры дети узнают такие профессии как повар, официант, также в процессе игры дети закрепляют знания об овощах, фруктах, продуктах питания, посуде, профессиях, показывают свои знания в умении пользоваться столовыми приборами. Для кафе из соленого теста мы пекли печенье и лепили пельмени.
«Магазин». В этой игре детям нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей, эта игра подразумевает участие нескольких игроков, обучающий и познавательный характер – особенно если у ребёнка есть необходимые для реалистичной игры в «магазин» аксессуары: разновидность товаров, денежные знаки, «монеты» и «купюры», а также касса - отличное дополнение для игры! Игра носит важный обучающий характер, позволяя детям лучше понять современные финансово-денежные отношения, научиться расплачиваться в магазине и получить «опыт» работы продавцом.
8 слайд: В феврале 2014 года я представила опыт организации сюжетно – ролевых игр на РМО по теме «Приемы организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» в средней группе». В нашем магазине можно приобрести томатную пасту, подсолнечное масло, йогурты, мед – изготовлены с помощью детишек (ручной труд – работа с ножницами).
9 слайд: «Больница» знакомит детей с профессиями врач, медсестра. Учит детей действиям врача: осмотреть больного, измерить температуру, послушать; пользоваться атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги. Повышается словарный запас «стерильность», «градусник», фонендоскоп» и т. д.
В сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская» играют в основном девочки. Они с интересом делают друг - другу прически, макияж, моют головы, заплетают косы. Знакомятся с профессией парикмахер. Пополнение словарного запаса «мусс», стрижка», макияж», и т. д.
10 слайд «Огород». В эту игру мы играем весной - садим огород на окне, летом высаживаем рассаду, поливаем ее уже на участке и осенью убираем урожай, смотрим, что же у нас выросло. Данная игра прививает детей к труду, знакомит их с выращиванием различных культур, дети сами наблюдают и узнают, как - же овощи попадают на прилавки магазина.
Особое внимание я уделяла игре детей в «Семью», пытаясь научить их, уважительному отношению друг к другу и «детям» в своей «семье». По желанию детей мы совместно с ними сделали из коробок «стиральную машину», «микроволновую печь», которые пользуются большим успехом, и уже неоднократно были «отремонтированы».
В этом году мы из средней группы перешли в старшую, и я посчитала необходимостью организовать сюжетно-ролевую игру «Школа». Рассказав детям о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, продемонстрировала куклу в школьной одежде, а потом вместе с детьми играла в эту игру. Данная сюжетно – ролевая игра воспитывает желание у детей учиться в школе, уважение к труду учителя, у детей расширяется словарный запас: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
11 слайд: Создание предметно – пространственной среды с учетом возрастных особенностей воспитанников во многом помогло мне в педагогическом процессе.
Необходимо было двигаться дальше, ребята растут, меняются их интересы и потребности, изучив целевые ориентиры определенные в федеральном государственном стандарте, я стала работать дальше. Учитывая что ребенок в этом возрасте должен владеть активной речью, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых я провела педагогическую диагностику в феврале 2014 года выявила у некоторых ребят низкий уровень развития речи. Неправильно произносятся звуки родного языка, беден словарный запас. Это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности. Используя интернет ресурсы, опираясь на опыт педагогов, я заинтересовалась мнемотехникой. Создала картотеку мнемотаблиц по изучаемым темам. Мнемотаблицы-схемы, служат лично для меня дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса;
-обучения составления рассказов;
- пересказа художественной литературы;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивание стихов
12, 13, 14 слайд: Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей среднего дошкольного возраста использовала цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаю в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Проводила консультацию для родителей по данной теме, многие заинтересовались и стали использовать мнемотаблицы дома, при заучивании стихов, пересказов. Демид - ребенок, которому было очень трудно заучивать стихи наизусть, он стеснялся, боялся рассказывать. Проводя индивидуальную беседу с мамой Демида, я порекомендовала учить стихи по мнемотаблицам, объяснила, каким образом мы создаем их. Результат был ошеломляющий - ребенок пришел и без всякой боязни и стеснения рассказал всей группе стихотворение «Вот моя деревня». Мнемотаблицы - это возможность работы с каждым ребенком, работа в группе, дома.
15 слайд: Проведя повторную педагогическую диагностику в декабре 2015 года, я сделала вывод, что работа с мнемотаблицами помогает достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- проявляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- повышается словарный запас.
16 слайд: Накопив определенный опыт работы по данному направлению, и увидев реальные результаты, 10 декабря 2015 выступала на РМО по теме «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду, посредством обогащения развивающей предметно - пространственной среды», где отразила и поделилась небольшим опытом своей работы с коллегами.
Работая с интернет - ресурсами познакомилась и изучаю, живые мнемотаблицы. на официальном сайте kid-vid.ru. В перспективе планирую создать свою картотеку по живым мнемотаблицам.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Впереди у нас еще целый учебный год, нам многому необходимо научиться, о многом ещё предстоит узнать. Я учусь вместе со своими «малышами», вместе с ними «росту» и набираюсь опыта. Думаю, в новом 2016 году мы представим опыт своей работы по использованию живых мнемотаблиц.
17 слайд: Никогда не бойся, что у тебя что-то может не получиться - предпринимай, пытайся, дерзай! Ведь если ты будешь бездействовать, шансов что что-то изменится не будет вовсе. "
18 слайд: Спасибо за внимание!