Анастасия Захарова
Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка.
Публикация «Опыт работы „Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из наиболее доступных и близких видов работы с детьми в детском саду является познавательно-исследовательская деятельность, именно в ней дошкольник впрямую удовлетворяет присущую ему любознательность, находит ответы на вопросы (как, зачем, почему).
ДПИ служит результативным средством развития исследовательской деятельности. Чтобы эффективно включить детей в исследовательскую деятельность, увлечь их приобретением новых знаний я использую различные формы и методы.
В своей работе я использую методику Александра Ильича Савенкова.
Исходя и з методики Савенкова «. исследование дошкольника так же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные этапы:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• выработка гипотез, предположений;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• обобщение полученных данных;
• подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);
• защита».
Первым этапом работы является определение темы исследования. Очень важно правильно выбрать тему исследования, она должна быть оригинальной, интересной ребенку, выполнимой. Ребенок конечно, исследователь от природы, но исследовать он будет только то, что ему интересно.
Выбор темы осуществляю путем выбора детьми карточки с картинкой, предлагаю детям заготовленные карточки с различными изображениями — темами исследований. После короткого обсуждения, направляемого мной, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.
Для исследований я выбрала несколько видов ДПИ: глиняная (народная) игрушка, работа с тканью и нитками, соленое тесто, работа с природным материалом. Все эти виды я объединила одной темой «Игрушка». (Глиняная игрушка, веселые человечки из соленого теста, кукла-оберег из ткани, кукла из ниток).
Составление плана исследования.
Объясняю своим исследователям: их задача — получить как можно больше новых сведений по теме. И для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Так как мы знакомы с методами, они находятся у нас в «Уголке маленького исследователя», мы составляем план исследования. Итак, план проведения исследования составлен.
Итак, следующий шаг-сбор материала. Первые два метода я объединила«Подумать самостоятельно и спросить у другого человека».
Вопросы:
Что же такое дымковская игрушка?
Из чего делают дымковские игрушки?
Что такое желудь?
Какую пользу приносят желуди?
Откуда берется мука?
Откуда берутся нитки и ткани?
Что можно сделать из ниток?
Следующий метод «Посмотреть в книгах».
В настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе наших исследований. Мы рассматриваем иллюстрации, я читаю исследователям нужный текст, беседуем, обсуждаем информацию, узнаем много нового (читающие дети читают). Рассматриваем коллекции, альбомы в группе.
Но сейчас все больше мы обращаемся к компьютеру, смотрим учебные фильмы, презентации, посещаем виртуально музеи, выставки. (н-р, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства г. Москва).
Наблюдение и эксперимент - один из важных этапов нашего исследования.
Для его реализации я придумываю и организовываю игры-эксперименты с разными материалами, выбор материала зависит от направления ДПИ, в котором мы работаем (глина, тесто, ткань, нитки, природный материал).
Мы превращаемся в настоящих ученых, одеваем академические головные уборы и начинаем наши опыты и эксперименты.
Обобщение полученных данных. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Начинаем рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? (Дети учатся высказывать свои определения, мнение, рассуждать).
Практическая часть - Это основная часть нашего исследования, в которой мы изготавливаем своими руками предмет исследования «Глиняную игрушку», «Игрушку из соленого теста», «Куклу из ткани и ниток», «Игрушку из природного материала».
Защита
Далее происходит защита работ детьми, когда каждый ребенок рассказывает о сделанной им поделке (игрушке). Сочиняет историю, сказку.
В этой работа всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. У детей появилось желание узнавать еще больше. Добывать знания самостоятельно и делится ими со сверстниками. А благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. А такие замечательные материалы, как глина, тесто, ткань, нитки, природные материалы, позволяют достаточно полно, в увлекательной форме познакомить детей с особенностями ДПИ.
По итогам исследования оформляем выставки работ. Ярмарки, придумываем им названия.
Вывод: Сегодня я познакомила вас с опытом своей работы по методике Савенкова А. И., постаралась показать, как я ее использую в работе с детьми. На практике я убедилась, что методы исследовательской деятельности актуальны и очень эффективны. Они дают возможность ребенку обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире.
Список литературы:
1. И. Э. Куликовская. Детское экспериментирование, 2003.
2. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - СПб., Питер, 2004.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.