Анастасия Сычева
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
«Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю».
Конфуций.
Актуальность.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность. Дети познают мир через собственные ощущения. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети учатся выдвигать гипотезы, строить предположения, формулировать выводы. Что помогает в обогащении и развитии речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, воспитание у детей таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Экспериментирование соответствует современным требованиям дошкольного образования, Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. Развитие познавательно – исследовательской деятельности входит в образовательную область «Познавательное развитие»
Требования нового стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В стандарте выделены следующие целевые ориентиры:
«Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ;
- способен выбирать род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
- склонен наблюдать, экспериментировать».
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Как раз экспериментирование даёт возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Проведя диагностику, увидела, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Так как экспериментирование – это один из самых эффективных способов, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком, камнями вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит!
Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: развитие любознательности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
• создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации;
• формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
• обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
• обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Свою деятельность в данном направлении я начала с изучения методической литературы по экспериментированию. Разработала перспективный план работы с детьми на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Для решения поставленных целей и задач вместе с родителями была создана предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, помогает развитию поисковой активности детей. Оборудовали уголок для экспериментирования, в который поместили:
• прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,
• гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
• природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа и т. п.)
• бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки);
• лупы;
• контейнеры с песком, водой, камнями;
• рулетка, линейка, треугольник;
• часы песочные;
• бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
• весы;
При выборе темы экспериментирования следую в соответствии с принципом от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
В условиях детского сада я стараюсь использовать только элементарные опыты и эксперименты в соответствии с возрастом детей.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
постановка проблемы;
поиск путей решения проблемы;
проверка предположений;
обсуждение увиденных полученных результатов;
формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для организации и поддержания интереса к экспериментированию использую чтение с детьми научно-познавательной литературы о различных природных явлениях, стихи, рассказы, сказки, потешки, загадки.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так);
• ситуация выбора.
Дети активно участвуют в предложенных опытах и экспериментах.
Часто с прогулки дети заносили в группу камни, рассматривали их.
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Отмечается положительная динамика овладения детьми знаниями и экспериментальной деятельностью, дети самостоятельно проводят некоторые эксперименты. А так же появилось стремление экспериментировать дома, используя приобретённые знания и умения, что отмечают многие родители.
Следовательно, могу сделать вывод, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.