Надежда Николаевна
Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ д/с №10 «Солнышко» г. Приволжска
«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности».
Воспитатель
первой квалификационной
категории
Сухарева Надежда Николаевна
2016 год
Слайд 2. «…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Опыт работы „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Слайд 3. В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации. В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. В мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.
Слайд 4. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Ребёнок получает возможность выразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотить их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Наблюдения за детьми показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых, дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Слайд 5. Передо мной встали вопросы: Как найти золотую середину между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить развитие их способностей?. Как сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества, обогатить жизнь ребенка яркими впечатлениями, которые послужит материалом, необходимым для работы воображения?. Ведь изобразительное творчество – это не просто изображение какого-нибудь предмета, человека или явления, но и способность понимать и передавать в продуктах творческой деятельности внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания и как следствие этого совершенствование у детей способности сочувствовать другим людям.
Слайд 6. Дети всегда фантазируют, экспериментируют и творят, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Я уверена, что развитие способности к творчеству в раннем детстве – залог будущих успехов, так как закладываются основы интеллекта человека, формируются разные потребности, взгляды и идеалы. Художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Слайд 7. В связи с введением в действие ФГОС ДО модернизируется система дошкольного образования в России:
• идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского изобразительного творчества;
• появляются новые вариативные педагогические программы и технологии;
• меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей;
• появляются новые художественные приемы и техники.
В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Слайд 8. Я поставила перед собой цель: создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Определила задачи:
- развитие способности ребенка видеть мир по-особенному, найти что-то незаметное для других, уловить интересное и побудить желание создать что-то новое, свое неповторимое.
- формирование у детей позиции художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизация творческих проявлений
- освоение разнообразных средств и способов создания изображения, продукта деятельности.
- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
- вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого – педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.
- развитие собственной креативности.
Проанализировав авторские разработки и различные материалы, передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения современных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Слайд 9. Нетрадиционные способы изобразительной деятельности — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и очень привлекательны, поэтому технология интересна и доступна ребенку, а по мере овладения техникой у детей формируется своя манера изображения.
Слайд 10. Свою работу я начала с создания необходимых условий для развития изобразительной деятельности : Так в группе появился центр изобразительной деятельности, который оснащен необходимыми материалами для продуктивной и творческой деятельности детей : листы бумаги и альбомы, кисти разной жесткости, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, трубочки для рисования, спрынсовки, различные печати и штампы, трафареты, цветная бумага, схемы для рисования, бросовый материал, цветной песок развивающие игры, альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства, книжки-раскраски, иллюстративный материал и т. д.
Создание условий для использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяют ребенку эмоционально реагировать на краски, цвета, формы, выбирать их по своему желанию, а это является необходимым в творческом процессе.
Слайд 11. Истинная ценность нетрадиционных форм изобразительной деятельности заключается не в качестве деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, стимулируется положительная мотивация, дети не утомляются так как создается ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности.
В работе с детьми использую следующие формы продуктивной деятельности : самостоятельная деятельность детей, игровые образовательные ситуации совместная деятельность со взрослым.
Слайд 12. В художественной деятельности я поощряю мысли, действия детей, что очень важно в творческом процессе. Предлагаю разнообразный материал, приемы, средства на выбор ребенка. Применяя нетрадиционные техники в работе с детьми, я всего лишь демонстрирую способы действия с разными материалами и инструментами, а это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы и выражению индивидуальности ребенка. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО.
Ребенок должен проявлять самостоятельность при рисовании, лепке, изготовлении композиции. Я не мешаю в процессе детям, что советую делать и родителям. Пусть сам ребенок ищет выходы из каких-либо ситуаций.
Слайд 13. В работе с детьми использую проблемные ситуации. Вместе с детьми мы ищем пути ее решения, подбираем необходимый материал, средства и реализуем в действительность. Дети в процессе логически размышляют, сами что- то придумывают, воображают, воспроизводят. Для развития творческих способностей детей я использовала следующие техники: рисование пальчиками («Звездное небо», «Ветка рябины», «Украшаем елочку», «Дождик», рисование ладошками («Веселые осминожки», «Грачи прилетели», «Разноцветные бабочки», «Радуга» (коллективная работа, рисование восковыми мелками («Аквариум», «Зимние узоры на окне», рисование пластилином по трафарету («Яблочко», «Мухоморчик», аппликация из ватных палочек и ватных дисков («Веселая овечка», «Цыпленок», отпечатки осенними листочками («Осенние деревья») аппликация с помощью крупы («Обезьянка», «Зимний пейзаж»).
Слайд 14. Для развития креативности у детей в процессе художественной деятельности я использую игровые приемы. Игра, как в детском саду, так и дома должна являться основным видом деятельности дошкольника. Мир открытий и фантазий ребенка открывается через различные виды игр (театральные, дидактические, настольные, компьютерные, развивающие и другие). Любимая наша игра «Цветные ладошки», в процессе которой дети не только знакомятся с основными цветами, но и развивают логическое и творческое мышление. Игра помогает непроизвольно вовлечь ребенка в процесс, заинтересовать его, свободно и без принуждения начать творить. А главное, что в результате у детей возникло положительное эмоциональное отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возросла познавательная активность и интерес; появилось стремление к новизне, к фантазированию.
Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить».
Слайд 15. Широкие возможности для развития творческих способностей предоставляет проектная деятельность. При реализации проекта «Новый год у ворот» дети создавали зимний пейзаж с помощью акварели и соли, использовали пальчиковую живопись при изображении снеговика. В заключение проекта дети вместе с родителями создавали поделки обезьяны на конкурс «Обезьяна – символ года 2016».
Слайды 16, 17. В ходе проекта «Радужные дни» дети вместе с родителями учились подбирать одежду в соответствии с цветами радуги, приносили воздушный шарик, овощи и фрукты данного цвета. Каждый день проекта дети создавали творческие работы : красный день- бусы из бумаги, оранжевый – аппликация «Веселая оранжевая семейка», желтый – по трафарету шариками из пластилина раскрашивали цыплят, солнышко, одуванчик, зеленый – аппликация из ладошек «Лягушка», голубой и синий – поделка для мамы «Корзина с цветами», фиолетовый – Творческая мастерская «Ваза с овощами, ягодами, фруктами». Заключительным этапом проекта стало создание коллективной работы «Радуга» (из ладошек) и организация выставки детских работ «Разноцветный мир».
В своей работе я использую креативный подход, то есть стремлюсь, чтобы дети «открывали» что-то новое, появлялись новые продукты творчества.
Слайд 18. Очень важна роль родителей в этом процессе. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. Чтобы развивать у детей творческие способности педагог и родители должны быть сами творческими людьми, изменить свои шаблоны, самосовершенствоваться, узнавать новые техники, и приемы, не бояться попробовать что-то новое вместе с детьми. При переходе на новые стандарты я использую для связи с родителями технологию проектирования, которая позволяет не только приобщить родителей к творческому процессу, но и получить реальный продукт творчества. Родители являются активными участниками творческих конкурсов: «Зимы морозной кружева», «Новинки из мусорной корзинки», «Обезьяна – символ года 2016», «Летние фантазии», «Мир глазами волшебника». Активно привлекаю родителей к пошиву костюмов для праздников и театрализованных постановок.
Появление нового продукта творчества, реализуемый детьми, родителями и педагогом – это и есть креативный подход.
Слайд 19. В ходе работы с нетрадиционными материалами мною отмечено: детям это интересно, они активно включаются в работу, задают вопросы, в своем творчестве проявляются чувства и мысли.
Анализ опыта работы по использованию нетрадиционных форм продуктивной деятельности показывает положительную динамику развития дошкольников в данном направлении: умение детей сочетать цвет, форму и материал; способность к порождению идей, выраженных в словесной формулировке или виде работ; качественность выполненных работ; самостоятельность и волевая активность проявляемая ребенком при достижении цели; умение ребенка включиться в процесс творческой работы; эмоциональный настрой, проявляемый ребенком во время работы.
Для меня как педагога работа по развитию творческих способностей детей помогла совершенствовать свои творческие способности, накопить теоретический и практический опыт решения проблемы, сделать родителей активными участниками образовательного процесса.
Слайд 20. Таким образом, можно сделать вывод — Развитие художественно- творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности повышает мотивацию воспитанников к её освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс делает интересным и непринуждённым.
Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.