Галина Александровна Михайлова
Опыт работы «Развитие речи старших дошкольников посредством вовлечения в разнообразные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовная жизнь ребёнка
полноценна лишь тогда, когда
он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский
Описание проблемы и ее актуальности
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Публикация «Опыт работы „Развитие речи старших дошкольников посредством вовлечения в разнообразные виды деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Наблюдая за детьми их родителями мною был сделан вывод, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Хорошая речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Развитие и формирование умений и навыков речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.
Исходя из наблюдений и опыта, мною было решено, что тема – развития речи старших дошкольников очень актуальна. Так как ребёнок большую часть своего времени проводит в детском саду, поэтому было решено, развивать речи дошкольника через вовлечение в разнообразные виды деятельности, такие как:
• игровая деятельность является одним из действенных средств познавательного и речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. Игры стимулируют речевое и личностное развитие детей. Использование игр в детском саду и дома объединяет усилия взрослых для обеспечения успешного речевого развития ребенка;
• познавательно-исследовательская деятельность даёт возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений что обогащает и стимулирует речевое развитие старших дошкольников;
• театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Рассмотрев данные аспекты, мною была поставлена следующая цель: речевое развитие старших дошкольников через вовлечение их в разнообразные виды деятельности.
Задачи:
• изучить методическую литературу по развитию речи старших дошкольников;
• подобрать диагностический материал по развитию речи старших дошкольников;
• составить план работы, подобрать методы и приёмы развития речи старших дошкольников через вовлечение их в разнообразные виды деятельности;
• создать оптимальные условия для полноценного общения в различных видах деятельности.
Краткие данные о методике исследования
В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Культура речи – важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Ребёнок строит свои высказывания, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка и одновременно о его умственном, эстетическом и эмоциональном развитии.
Предлагаемый мною опыт является результатом работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи через вовлечение в разнообразные виды деятельности. Свою работу я поделила на несколько этапов:
• 1 этап – начальный;
• 2 этап – основной;
• 3 этап – заключительный.
Описание своего опыта начну с первого этапа работы. На этом этапе я изучила психолого-педагогическую литературу по развитию речи и её влияние на развитие детей, а так же рассмотрели особенности развития речи у дошкольников.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы, нами был подобран диагностический материал и проведена начальная диагностика развития речи у детей 6-7 лет. После анализа диагностики нами был составлен перспективный план работы.
Второй этап работы заключался в практической деятельности в работе с детьми. На начале основного этапа мною была проведена работа по оснащению предметно развивающей среды группы :
• центр развитие речи
• театральный уголок и уголок ряженья;
• библиотека;
• сюжетно-ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью: «парикмахерская», «больница», «магазин», «кафе»
Так же мною был накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Основные методы и формы работы с детьми, которые я выбрала:
• наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность.
• словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Используя данные методы и формы работы, мною организовывались и предлагались следующие виды деятельности :
• организация игровой деятельности :
- сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
- в ходе дидактических игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности мы учили детей отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. - использование
- настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
• организация познавательно-исследовательской деятельности :
- игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
- проектная деятельность – через реализацию детско-взрослых проектов способствует развитию связной монологической речи старших дошкольников.
• для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления использовали в своей работе театрализованную деятельность : игры-драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
На третьем этапе работы мною была проведена итоговая диагностика развития связной речи у детей 6-7 лет.
Анализ собственных результатов и их обобщение
Проанализировать результаты моей работы мне помогала начальная и итоговая диагностика развития речи у детей 6-7 лет. Если вначале учебного года высокий уровень развития речи составлял 15 %, то при срезе в конце года составляет 45%. Низкий уровень – развития речи, определённый в сентябре, в конце года перерос в средний уровень развития речи.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получали эмоциональный подъём, проявляли позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные задачи: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.
Проведенная мною работа по развитию речи у старших дошкольников через вовлечение в разнообразные виды деятельности позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия по развитию связной речи детей дошкольного возраста являются эффективными.
Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем
Проанализировав работу по развитию речи старших дошкольников через вовлечение в разнообразные виды деятельности я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии и формы работы.
С этой целью в дальнейшем мною намечены следующие мероприятия:
- изучать инновационные опыты отечественных педагогов по развитию речи дошкольников с целью применения в своей практической деятельности;
- систематически пополнять и обогащать предметно-развивающую среду группы по развитию речи старших дошкольников;
- организовывать различную деятельность старших дошкольников во время режимных моментов с целью развития, обогащения и активизации речи детей;
- организовать просветительскую работу с родителями или законными представителями по развитию речи старших дошкольников (консультации, родительские собрания и т. д.).
Список литературы
1. Аоябьева Е. А. Игры для детей 4-7 лет: Развитие речи и воображения. – М: ТЦ Сфера, 2010 – 128 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика - Синтез, 1999 - 272с.
3. Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет. Авт. – сост. В. В. Баронова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 83 с.
4. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М. : Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
5. Рудик О. С. Развитие речи у детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – Сфера, 2010 – 176с
6. Современные технологии обучения дошкольников. Авт. – сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 223 с.
7. Флёрина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Издательский центр «Академия», 1999.-560с.