татьяна коломиец
Эссе. Развитие познавательных способностей посредством Монтессори-педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей посредством Монтессори-педагогики
Человек, который посвятил всю свою
жизнь развитию и становлению личности ребенка,
в первую очередь, должен быть творцом, созидателем
наставником и другом.
И тогда ребенок может сотворить свой неповторимый мир.
С. Могилевский
Публикация «Эссе, Развитие познавательных способностей посредством Монтессори-педагогики» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
О Марии Монтессори я узнала еще в студенческие годы и меня заинтересовали ее идеи воспитания и развития детей. Много раз я возвращалась к изучению ее оригинальной методики. Современное российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим, политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление содержания образования. Поэтому раннее развитие детей становится популярным, и одной из популярных систем раннего развития является Монтессори- педагогика.
Я счастливый человек! Я работаю в детском саду, где созданы группы по внедрению Монтессори-педагогики. Где день начинается со свободной работы. Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Я встречаю детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в группе терпеливо наблюдаю свободный выбор ими материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы, мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы. Если я замечаю, что ребенок впервые взял материал для работы, я предлагаю малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда я молча показываю способ работы с материалом.
Развитие познавательных способностей у детей я нашла у Марии Монтессори. Может ли ребенок во время свободной работы играть в игрушки? Почему нет? Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и, если ребенок хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом. Все это можно. Роль педагога в наблюдении, помощи только при обращении – «помоги мне это сделать самому» и, главное – организации среды.
Я хочу рассказать о системе КРУГ. Кто-то из Монтессори-учителей назвал его «атмосферным явлением». Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других я рассказываю сказки, поучительные истории. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают, что кто - то из детей заболел или кому - то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет педагог, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание.
Круг кончается через пятнадцать минут. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори - группы.
Так какие же принципы развития познавательных способностей имеются у М. Монтессори? Это продвижение ребенка к самообучению в специально подготовленной среде, принцип взаимодействия с «подготовленной средой», принцип свободы выбора в «подготовленной среде», принцип индивидуальной активности в учении (мотивационная, двигательная активность, «активная дисциплина», речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере).
В своей практике Монтессори-педагогике мне нравится применять метод- самостоятельности, т. е. минимальное вмешательство в деятельность детей. В своих воспитанниках я развиваю умение достигать своих индивидуальных целей и развивать познавательные способности. В моей профессиональной деятельности этот принцип, наверное, является одним из основных. Я считаю, что познавательные способности нужно развивать как можно раньше, потому что с этими способностями ребенок будет успешным во всем.
Тема «Развитие познавательных способностей посредством Монтессори – педагогики» является актуальной, так как Монтессори –педагогика г выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его познавательного развития. Таким образом Монтессори – педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
Монтессори-педагогика удивительно технологичная, продуманная, цельная и включает в себя не только развитие познавательных способностей, но и будущих «доспехов духа». М. Монтессори действительно нашла уникальное развитие познавательных способностей работы с каждым ребенком. И я хочу и буду применять педагогические идеи М. Монтессори в своей педагогической практике.