Елена Шилкова
Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество и театральная деятельность имеют огромное значение для развития ребенка. Через участие в театральных постановках дети учатся выражать себя, разыгрывать различные ситуации, развивать воображение и эмоциональную сферу. Творческая деятельность это настоящее открытие мира для ребенка. Она позволяет детям найти свой уникальный путь в выражении себя, открывает новые горизонты и возможности для самовыражения.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Приобщение к театру - это не только возможность для детей выразить свои эмоции и идеи, но также способствует развитию их творческих способностей, социальных навыков и креативного мышления. Детское творчество дает возможность ребенку увидеть мир по-новому, проявить свою индивидуальность и воображение. Важно помнить, что творчество - это нечто уникальное и ценное, что формирует личность ребенка, его внутренний мир и мировоззрение. Поэтому поддержка и развитие творческих способностей малышей играют важную роль в их становлении и развитии.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Приобщить детей к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых - Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребёнка.
Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности : «Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т., Караманенко Ю. ; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е
«Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А. ;
«Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М «Театральная палитра» Гончарова О. ;
«Кукольный театр в детском саду» Антипина Е
«Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И., Давыдова М.
Для ознакомления дошкольников с развитием эмоциональной сферы, использовала программу «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С., Слободяник Н.
Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками – «Сказкотерапия» Васьковой О., Политыкиной А. ;
«Развитие творческого мышления : работаем по сказке» Шняк О
Вышеперечисленную литературу использовала потому, что сказка, как и театр – тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного, экологического воспитания, безопасности.
Театральные игры являются прекрасным инструментом для развития детей разного возраста, помогая развивать их творческие способности, социальные навыки и самовыражение. Через театральные игры дети могут не только развивать свою фантазию и креативность, но также учиться сотрудничать, принимать решения, общаться и выражать свои чувства.
Игра в театр помогает им погрузиться в другие роли, рассматривать мир через призму разных характеров и ситуаций, что развивает их эмпатию и понимание окружающего мира.
Такой подход к образованию не только делает жизнь детей более яркой и содержательной, но также помогает им развиваться во всех сферах - от когнитивных навыков до эмоционального интеллекта. Работа с детьми при помощи театральных игр принесет им множество положительных и незабываемых впечатлений, которые окажут глубокое влияние на их развитие и самовыражение.
В театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, стремлюсь создать увлекательную и разнообразную образовательную среду При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать то, что ему по душе.
Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Развивающую среду я пополняла исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитывала различные виды театров.
В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные педагогом: • Пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и лиса», «Лиса и заяц» и другие.
• Баночный театр «Курочка Ряба», «Кто, петух и лиса».
• Театр игрушек Би- ба – бо «Снегурушка и лиса». «Маша и медведь»
• Театр на фланелеграфе
• Создала картотеку игр
Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех.
Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.
Все атрибуты для театрализованной деятельности и персонажи кукольных театров расположены в доступном для ребёнка месте. Дети с удовольствием берут в руки героя кукольного театра и от его лица ведут диалог между собой.
Дети вначале являются зрителями. Моя речь должна служить образцом для подражания. Всегда эмоционально и выразительно передаю детям содержание сказки. С помощью мимики и жестов стараюсь выразить характер сказочного персонажа. Дети внимательно наблюдают, как я говорю, действую за персонажей, имитирую ролевые движения. Они изо дня в день готовы были смотреть сказки и повторять за мной текст.
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.
• Упражнения для снятия мышечного напряжения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»;
• Подвижные игры: «Капуста», «Перестройся по росту»;
• Пальчиковый игротренинг: «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику
• Средства речевой выразительности:
-Артикуляционная гимнастика «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл» и др.
-Произношение привычных слов с разной интонацией «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).
-Изменение смысла фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово) : «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу».
А так же использовала задания – упраж- нения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции я использовала скороговорки, чистоговорки: Несколько примеров:
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Также театрализованная деятельность находит непосредственное отражение в праздниках, досугах, развлечениях, где дети показывают небольшие этюды, сценки из сказок, устраивают игры - пляски, водят хороводы.
Первым представлением в нашей группе была инсценировка сказки «Репка»
Постепенно творческая активность детей возросла. Им становилось интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Детям очень нравится имитировать ролевые движения персонажей. Наблюдая друг за другом, стараются все лучше и лучше исполнять свою роль.
Также театрализованная деятельность находит непосредственное отражение в праздниках, досугах, развлечениях. «Волк и семеро козлят», «Пасхальная сказка», «Стрекоза и муравей». Каждый праздник проходит костюмировано, где дети выступают в различных ролях.
Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов обучения и развития детей. Через участие в театральных играх дети не только улучшают свои языковые навыки, но и развивают навыки коммуникации, выразительности, уверенности в себе, а также способствуют развитию творческого мышления и воображения.
Участие в театрализованных играх помогает детям расти и развиваться не только интеллектуально, но и эмоционально. Это способствует формированию позитивного отношения к учебе, помогает детям легче преодолевать внутренние барьеры и страхи, а также способствует развитию самодисциплины и умению работать в команде.
Таким образом, театральные игры не только делают обучение более интересным и увлекательным, но и помогают детям стать более уверенными, креативными и социально адаптированными личностями. Наша работа с детьми через театральные игры приносит им много радости и пользы, и способствует их гармоничному развитию.