Валентина Крушанова
Консультация для родителей «Развитие внимания у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
С проблемой невнимательности у детей сталкиваются многие родители. Дома ребенок отвлекается, не усидчив, часто бросает дела не завершив, а когда к нему обращаются с просьбами, он как будто не слышит. Когда ребенок поступает в школу- проблема только усиливается, так как отвлекаясь на уроках, ребенок не усваивает всю информацию, а выполнение домашних заданий растягивается на часы. Часто родителям приходится сидеть рядом во время выполнения домашних заданий,что бы ребенок не отвлекался на посторонние вещи. Однако, просьбы сосредоточиться не приносят желаемого результата. Почему так происходит? К сожалению, внимание не появляется само по себе, когда нас просят быть внимательней, но его можно развивать.
Внимание — это направленное, сосредоточенное восприятие человеком объектов, явлений, занятий. Именно концентрация внимания помогает ребенку разобраться в море окружающей информации. Умение концентрировать свое внимание - основа легкой обучаемости и хорошего усвоения новых знаний.
Психологи выделяют два основных типа внимания:
Непроизвольное внимание- проявляется в реакции ребенка на насыщенный цвет, внезапный звук, что-то неестественное, необычное. Такое внимание привлекается сиюминутно и происходит непроизвольно. Данный вид внимания преобладает в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Произвольное внимание - связано с осознанной и намеренной концентрацией внимания на объекте или занятии. Для произвольного внимания требуется усидчивость и дисциплина.
Произвольное внимание формируется постепенно. В среднем время концентрации внимания ребенка увеличивается на 2-5 минут каждый год жизни и полностью формируется к 7 годам.
Так, в 2 года- норма концентрации внимания- от 4 до 10 минут. В 3 года – 6-15 мин, 4 года – 8-20 мин, 5 лет – 10-25 мин, 6 лет – 12-30 мин, 7 лет – 14-35 мин, 8 лет – 16-40 мин, 9 лет –18-45 мин, 10 лет – 20-50 мин.
Данные нормативы важно учитывать не только для оценки развития ребенка, но и при проведении развивающих занятий. Слишком длительные занятия утомят ребенка и не принесут пользу. Что бы занятия стали продуктивными- чередуйте сложные задания с физкульт. минутками и пальчиковой гимнастикой, это позволит переключить внимание ребенка и снять напряжение.
Так же важно помнить, что все дети индивидуальны и могут не соответствовать приведенным выше нормативам. Для детей с ОВЗ, особенно с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, характерно неустойчивое внимание и трудности с концентрацией. В связи с чем, важно регулярно заниматься с ребенком для улучшения данного навыка, в том числе и в дома.
Есть множество игр на развитие внимания, вот некоторые из них:
«Найди отличие» - сравнить две картинки с небольшими отличиями
«Найди лишнее» - положите перед ребенком несколько карточек с одной категорией объектов (животные, посуда, мебель, растения и т. д.) и добавьте одну карточку из другой категории.
«Найди тень» - предложите ребенку картинку с изображением предметов и их теней, например животных.
«Раскрашивание по цифрам» - начинайте с крупных раскрасок постепенно усложняя задачу. Можно взять уже готовые раскраски, и добавить цифры самостоятельно.
«Съедобное-не съедобное”- преимущество данной игры, что можно играть не только с помощью карточек, но и в активных играх например на прогулке (бросайте друг другу мяч : «Съедобное»- ловите, «не съедобное»- отбиваете)
“Повтори ритм”- мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, ребенок должен повторить.